Руководство музея-заповедника на о. Хортица не продлило договор о сотрудничестве с Запорожской епархией УПЦ Московского патриархата. Новая власть фактически выжила из казацкого храма священников, попавшего в немилость к новой власти, московского патриархата. Выбираясь из Покровского храма, святые отцы прихватили с собой подарок бизнесмена Евгения Анисимова - иконостас первой половины XVIII века
Эта духовная святыня эпохи казачества была передана храму Покрова Пресвятой Богородицы историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь» на о. Хортица г. Запорожье в 2012 году. Ранее иконостас находился в частной коллекции и едва не был продан за границу.
Почему в данный момент оказалось невозможным оставить Святой Престол и иконостас в казацком храме на Хортице, где он теперь и в каком случае сможет вернуться на прежнее место, - рассказал архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука, председатель Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки казачества Украины и духовно-физического воспитания молодёжи и настоятель Покровского храма на о. Хортица г. Запорожье.
- До последнего времени никаких нареканий на Запорожскую епархию не было. Однако, после печально известных событий в Киеве, после которых все, кому дороги свои должности стали ярыми «щирыми» украинцами, приставка «Московский Патриархат», прилепленная доблестными работниками пера, стала доминирующей в названии Украинской Православной Церкви, и пугающей, “словно беженец из лепрозория”.
Мы знали, что срок действия договора подходит к концу, а различные высказывания руководства Национального заповедника “Хортица”, мягко намекающие на нежелательность нашего присутствия на украинском острове, дали нам понять, что продлить договор будет непросто. Как оказалось – невозможно, - говорит архиепископ Лука,
- Начиная с декабря 2014 г., мы стали высказывать предложения о нашем желании продолжить сотрудничество, однако, они растворились в бюрократической среде заповедника. Обращались за помощью в Запорожскую ОГА. Ссылаясь на быль и небыль, руководство заповедника, нам рассказывало о невозможности дальнейшего сотрудничества (разумеется, не по инициативе исходящей от руководства заповедника, но от «начальства из Киева»). Всё это привело к тому, что «холодным февральским днем» иерея Андрея Иванюка - помощника настоятеля Покровского храма (ред. настоятель там, согласно указа - архиепископ Лука), поставили перед фактом: договор окончен, собирайте свои вещи и уходите. Фактически «выгнала» нас с острова «могущественная» Татьяна Николаевна (замдиректора заповедника), которая в телефонном разговоре с о. Олегом сказала, что «срок действия договора окончен, вы там не имеете права что-либо делать. Пишите письмо и забирайте все свои вещи, утварь и иконостас». Вообще, позиция руководства музея, на мой взгляд, является достаточно странной: они говорят, что готовы к сотрудничеству, но на деле закрывают перед носом дверь, - отметил Владыка Лука.
- Как епархиальный архиерей, я ответственен за сохранение святыни и не могу допустить осквернение ее, потому, чтобы не каяться пред Богом о своей халатности: «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, оскверниша храм святый Твой» (Пс.78:1), я был вынужден Престол, который должен стоять недвижим до скончания века, оградить от посягательств и осквернения, и распорядился о его переносе в Архиерейский Покровский собор.Также, соглашусь с высказыванием Михаила Левченко, что «не должно быть на территории какой-то титульной конфессии». На протяжении своего служения я всегда говорил, что наш край поликонфессиональный. Да, мы являемся самой большой конфессией в регионе, но не единственной. Однако, желательно чтобы имеющие историческое образование люди задали себе вопрос: какая конфессия действовала на Хортице во все века, кто по вероисповеданию были казаки и кому подчинялись административно-иерархически казачьи храмы? Надеюсь, что ответ на этот вопрос будет не политически заангажированным и не пропущенным через квазипатриотическую призму.
Со своей стороны, хочу еще раз заявить: Запорожская епархия Украинской Православной Церкви готова к продолжению сотрудничества, но служить в месте, в котором каждый называющий себя «пастором» будет проповедовать «слово своей истины» мы, по Церковным Канонам, не имеем права.