liveinternet.ru
В понедельник, 7 апреля, православные и греко-католики отмечают праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом году день, когда архангел Гавриил возвестил Деве Марии о том, что она родит Спасителя, пришелся на шестую неделю Великого поста. Неделя эта заканчивается Вербным воскресеньем (13 апреля) — Входом Господним в Иерусалим, а значит, "червоне яєчко вже недалечко"…
Благовещение наши предки считали не только великим праздником, но еще и началом нового хлеборобского года. Ведь в это время Бог благословляет землю, пробуждая все жизненные силы природы. Правда, работать, а тем более на земле, 7 апреля строго-настрого запрещалось, да и никаких дел нельзя было начинать. В праздничный день люди собирались семьей за столом, угощали родных и кумовьев вином, пирогами с рыбой, а также пели традиционные веснянки-щедрiвки, желая друг другу здоровья, достатка и хорошего урожая в нынешнем году, пишут Факты.
Если ночь накануне праздника выдалась теплая и прошел дождь, значит, летом и осенью не будет недостатка в хлебе и овощах
К одному из двенадцати самых больших праздников в году готовились заранее. Тем более что хлопот весной всегда немало. Нужно вымести после зимы двор, побелить-подкрасить хату, навести порядок в доме, перебрать одежду в сундуках… Кроме того, по старому обычаю вечером перед Благовещением хозяин сжигал на подворье прохудившуюся обувь и старые головные уборы..
Хозяйки на Благовещение вставали еще затемно и хлопотали у печи, чтобы в честь праздника побаловать постящихся вкусными блюдами. Причем огонь в печи нужно было разжечь без чьей-либо помощи, "бо позичати у сусiдiв вогонь на Благовiщення — великий грiх". Девчата старались успеть провести на рассвете еще один забавный ритуал: подружки отправлялись в лес "трясти березу" и собирать под ней "сережки". Верили, что, если закопать их на огороде, вырастет хороший урожай капусты. Ну, а задача мужчин — утром выпустить из хлева всю скотину: щоб вона волю та весну вiдчула. Пасечники, не выставившие ульи во двор на Теплого Олекси (30 марта), обязательно делали это на Благовещение, какой бы ни была погода.
Праздник традиционно начинался с церковной службы, на которую шли целыми семьями — и стар, и млад. Одевались нарядно, причем в костюме (в вышивке сорочки, на головных уборах) обязательно должен был присутствовать голубой цвет — Богородичный. Тех, кто оставался дома из-за хлопот по хозяйству, считали в народе безбожниками: "Це велике свято, не можна працювати. Навiть птиця не несеться i кубла не в'є". Если увидит Бог, что птичка в этот день вьет гнездо, может даже лишить ее на некоторое время способности летать, говорили люди.
По традиции после литургии в храме освящают просфоры. В старину благовещенские просфоры хранили за образами и использовали как целебное средство от лихорадки. Также их перетирали и "угощали" крошками пчел, щоб добре роїлися, а еще "сеяли" на поле: тодi дощ ниву не минатиме. Ну, а если закопать на пашне целую просфору, она защитит посевы даже от града.
Люди верили: там, где поют веснянки, "град не поб'є посiвiв, дiвчата будуть швидше виходити замiж i виросте хороший льон"
Из-за поста на Благовещение в гости ходить не полагалось. Отмечали праздник в узком семейном кругу. К обеду подавали несколько рыбных блюд и красное вино. Также хозяйки пекли сладкие постные пироги и особое печенье — "галепи", — которому придавали форму плуга, бороны, серпа или лапок аиста. Этими коржиками встречали з вирiю лелек, приносивших весну. Увидев в небе птиц, люди с радостью кричали: "Буську, буську! На тобi галепу, а менi дай жита копу!"
Девчата на Благовещение первый раз водили весенний хоровод — "кривий танець". Этот танец — символ вечности и, по мнению многих этнографов, является самой древней веснянкой. Исполнять его полагалось так. Выйдя на луг, подружки выбирали одну из девушек — Лелю, украшали ее зеленью, вплетали в волосы весенние цветы. Затем в землю вставляли три деревянных колышка таким образом, чтобы они образовали треугольник. Девчата брались за руки, и Леля вела их между колышками. Считалось, что в таком танце человек пытается познать смысл жизни и тайну смерти:
"А ми кривого танцю йдем, танцю йдем.
А ми йому кiнця не знайдем, не знайдем!
Та вода по каменю, та вода по бiлому
Стиха йде, стиха йде…"
Кстати, в некоторых регионах Украины, например в Полесье, петь веснянки до Благовещения запрещалось, поскольку это могло помешать пробуждению растений. "До Благовiщення як заспiвають, корiнь не оживе, — говорили на Житомирщине, — на голий лiс (пока на деревьях не появятся первые листочки. — Авт.) не спiвають". Впрочем, и опаздывать с веснянками не советовали, ведь там, где звучат эти песни, "град не поб'є посiвiв, дiвчата будуть швидше виходити замiж, виросте хороший льон".
Поскольку парней девушки на "кривий танець" не приглашали, те отправлялись в лес… искать пролiски. По старинному поверью, парубок должен сорвать цветок и спрятать за пазухой, а когда на Пасху в храме запоют "Христос воскрес!" — достать и положить под образ: это принесет счастье.
Вообще, первые весенние цветы в народе называли рястом. А "топтати ряст" означало просить у Бога здоровья. Поэтому, найдя ряст, пролiсок или сон-траву, срывали их, бросали под ноги, топтали и приговаривали: "Топчу, топчу ряст, Бог здоров’я дасть".
Пожилые люди 7 апреля всегда обращали внимание на погоду: "Яка погода на Благовiщення, така й на Великдень буде". Солнечный день сулил богатый урожай. А еще в народе говорили: "До Благовiщення зими не кляни, бо вона ще може повернутися".
После Благовещения можно начинать работы в поле. Старинная поговорка гласит: "Вiд Введення (4 декабря. — Авт.) до Благовiщення порати землю — грiх". Поля должны отдохнуть и силы набраться, а "все, що посiють на Благовiщення, погано ростиме". И только после того, как Бог землю благословит, можно начинать сеять: "Господь вкладає голову в землю, щоб її розiгрiти, i вiд того будиться всяка живина, що спала в землi".
Источник Обозреватель