Пост - весна души, братья и сестры. Пост успешен, полезен и силен, когда человек заручился особенной помощью одной добродетели - а именно, прощением. Забвением обид, неправды и всякого, что бывает между людьми.
Должники есть у всех людей - молитву "Отче Наш" читают не только грешники, но и святые. Скажем, Серафим Саровский тоже читал молитву "Отче Наш" и говорил "Остави нам долги наша, якоже мы оставляем должником нашим".
Говорят, какие должники у Серафима Саровского - кто тебя обидел, старче, такого святого? Нет, есть должники у Серафима Саровского. Долги есть у всех и должниками являются все.
Есть великий обряд, который положен человеку накануне Поста во всяком храме - это обряд примирения и прощения. Евангелие говорит нам: "Если принесешь там дар твой пред алтарем и, пойдя, прежде примирись с братом твоим, и тогда, придя, принеси дар твой". В противном случае есть угроза, что дары наши будут каиновы. Жертва принесена, но Богом не принята.
Злопамятство, злорадство, зависть, долговременные обиды - это путы, оковы, которые сдерживают каждого человека. Какой смысл тогда поститься человеку - не есть, не пить, подсушить свое чрево, измождиться, сбросить пару лишних килограмм, утончить свой разум… Постящийся утончает разум, у обжоры мысли тяжелы, у ядущего мало - начинают взлетать.
Но какой смысл одухотворять свою природу, если ты связан злопамятством? Не будешь ли ты бесом если так? Потому что бесы - это не ядущие существа, им не нужен ни хот-дог, ни яичница с салом. Им не нужно никакой еды. Им и чай с сухарями тоже не нужен. Они не имеют наших нужд. Но они злопамятны, они горды, они непримиримы.
Они радуются о неправде и не радуются об истине. Помните, апостол Павел в "Гимне любви" говорил, что любовь не радуется о неправде, радуется же о истине. А бесовское состояние - это радость о неправде и печаль об истине.
Тогда какой смысл поститься, если ты сплетен злыми помыслами, долгие годы? Например, жена не может простить мужа, бросившего ее - уж много лет прошло, она второй раз замужем, но ее это душит. Или муж не может чего-то простить своей теще, хотя старушка уже ушла из этого мира.
Начальник и подчиненный - вот тебе коллизия. Несостоявшаяся любовь, разорванные отношения, измена, обман, масса всего.
И ладно, если между людьми были имущественные связи и потери, или жизненные разрывы. Но бывает так, что остается банальная зависть. "Она вышла замуж, а я нет", или "у нее есть дети, а у меня нет", или "его отметило начальство, почему у него все удается? А вот у меня ничего не удается"…
И злата-то еще никакого не было, а бесовская пыль уже покрыла человека с ног до головы.
Поэтому Церковь мудро предлагает нам попросить у всех прощения. "Простите меня", - говорит Церковь, вкладывает нам в уста эти слова, чтобы мы напрягли свою душу и в надежде на Божию помощь забыли чушь, которая всем этим илом, мутным осадком на дне тащится за нами, на дне чаши нашего сердца. Без этого Пост будет сомнительным. Да, ты не будешь есть сосисок - о, великий подвижник! Да, ты не будешь плясать канкан. Молодец, какой святой!
Но ты прости сначала. Ты сначала прости, а потом уже начинай трудиться и подвизаться.
Дорогие братья и сестры, злопамятство - это смерть души. Обида - это любимое дитя гордости. Ну и далее по списку. Поэтому прощайте, аще что имати на кого, да и Отец ваш Небесный оставит вам согрешения ваши. Это одно из фундаментальных условий соблюдения Поста.