Редакция сайта РИА Мелитополь продолжает цикл публикаций, посвященный значимым местам нашего региона. Многие из них уникальны и их по праву можно считать чудесами Мелитопольского района. Это рассказ об уникальном месте, находящемся всего в 19 км от Мелитополя – заповеднике Каменная могила.
На земле существует очень немного мест, где можно одновременно наблюдать следы жизнедеятельности различных, порой прямо противоположных по своей культуре и происхождению народов. Причём эти следы нисколько не затушёвывают друг друга. Место, о котором мы будем говорить в данной главе, полностью соответствует этим критериям. Его интересной особенностью является и то, что это один из древнейших на земле храмовых комплексов. На этом месте в различные времена обитали тысячи народов: племена эпохи первых послепотопных людей, киммерийцы, скифы, амазонки, сарматы, гунны, готы, хазары, половцы. Один народ сменял другой, но всегда это место оставалось храмовым центром, где различные племена и народы совершали свои богослужения.
Этому храму под открытым небом более 3000 лет! Это место является прямым порождением потопа, низвергнувшем отступившую от Бога цивилизацию. На этом месте в последующие десятки веков грозные орды кочевников своим каждением идолам бросали вновь и вновь вызов Истинному Богу. Двигаясь по Симферопольской трассе, ТВ южном направлении, не доезжая Мелитополя, слева можно увидеть поворот на село Мирное, и огромный плакат: «Кам’яна могила. Археологічний пам’ятник». Повернув налево и проехав всего несколько километров, вы подъедете к огороженному заповеднику, находящемуся прямо в степи. Войдя в него и пройдя несколько десятков метров, перед вами откроется вид на огромный холм, сложенный будто бы великанами из громаднейших, как бы беспорядочно лежащих, каменных плит.
Каменная могила представляет собой эрозионно-денудационный останец, сложенный среднесарматским песчаником более 12 метров в высоту, занимая площадь в три гектара, с множеством пещер и гротов. «В геологическом и историческом плане Каменная могила — один из уникальнейших памятников. Это останец песчаника сарматского моря третичного периода... здесь была песчаниковая мель. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения (они и сейчас хорошо прослеживаются на правом берегу долины реки Молочной, вблизи села Терпенье Мелитопольского района), в толще которых найден зуб кита. Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя каменистую породу.
Долгое время в исторической науке (и особенно, в силу идеологии, советской) было принято говорить о так называемых первобытных людях, периода древнекаменного века (палеолита), которые были полудикими, жили в пещерах, не знали ни понятия семьи, ни тем более религии (и уж тем более монотеизма). Словом, это были полулюди, обросшие как обезьяны шерстью и использующие лишь камни для охоты и сбивания плодов. Однако, в последующем было доказано, что деление истории в зависимости от качества материала, из которого изготовляли орудия труда (камень, медь, бронза, железо) несостоятельно. И что железные орудия встречаются в тех же временных отложениях, когда должны были бы быть только каменные. Было показано, что жили эти люди в пещерах не потому, что были дикими, а потому, что сразу в послепотопный период была очень высокая сейсмическая активность и построенные жилища быстро разрушались. В плане же своего развития, религиозно-этических представлений они не отличались от нас, современных людей.
Крупный французский учёный, профессор А. Леруа-Гуран писал: «Религия палеолита дошла до нас в своей изобразительной вершине... Определенное изображение всеобщего порядка явлений символически передано там через человеческие и звериные персонажи. Храм этот — одновременно микрокосмос и пантеон... Мы видим лишь слабую тень религии палеолита. Одно можно сказать теперь твёрдо: эти изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений, гораздо более сложный и богатый, чем считалось до сих пор. Порядок символов остаётся одним и тем же многие тысячелетия и это доказывает существование мифологии» . И свидетельства, оставленные древними людьми на Каменной могиле являются тому подтверждением. В данной главе мы рассмотрим лишь те наскальные рисунки Каменной могилы периода каменного века, которые имеют прямые библейские параллели.
Найдены на плитах Каменной могилы и изображения креста, относящиеся к эпохе так называемого каменного века. Эта находка на территории Украины вместе с многочисленными другими ещё раз свидетельствует о том, что символ креста имеет чисто языческое происхождение: «в каменном веке — эпохе бронзы первоначально крест был символом идеи центра и основных его направлений или символизировал солнце». «Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия». У христиан же крест «далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III веках крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуция Феликс писал: „что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».
В разные времена хозяевами Каменной могилы были следующие библейские народы: скифы и киммерийцы), готы и гунны, а также хазары и половцы. Но пожалуй самым экзотичным из всех народов, строивших когда-либо свои святилища на этом месте были племена женщин-воительниц амазонок. Долгое время в историографии было принято рассматривать свидетельства древних авторов о них, как сказки. Однако, археологические и исторические открытия подтвердили, что данные племена действительно были. «До недавнего времени, а точнее, до 1976 года, образы и деяния амазонок были известны в основном по рисункам на древнегреческих сосудах... Однако во время Молочанской археологической экспедиции (1951—1952) под руководством А.Тереножкина было открыто 42 сарматских погребения, среди которых немало принадлежало женщинам-амазонкам... В одной из могил лежали останки молодой девушки. Вход в погребальную камеру был закрыт деревянным щитом. Вблизи погребённой лежали: боевой пояс, горит-сайгак со стрелами и два наконечника копий. Шея украшена бусами, на руках — браслеты — повязки из серебра и бронзы. Недалеко от кургана найдено ещё одно погребение амазонки, которое относится к рубежу нашей эры.
И вновь рядом с погребённой — предметы вооружения и туалета: копьё, меч, стрелы, шпильки, зеркальце, кольца, флаконы для благовоний... Гиппократ уточняет, что девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока в бою не убивала трёх врагов». Жестокость и противоестественные функции, взятые на себя женщинами, а также аморальность религии привели к духовной деградации сарматского народа, а затем и его гибели, которая вместе с падением киммерийцев и скифов, других обитателей Каменной могилы продемонстрировала, к чему приводит отступление от Бога.
В 1986 году на Каменной могиле был образован музей-заповедник общей площадью 15 Га. Здесь построен музейный комплекс с экспозицией, материалы которой рассказывают о самой Каменной могиле, рисунках и находках обнаруженных археологами. Каменная могила «хранит в себе» столько тайн, что над их открытием предстоит трудиться еще нашим внукам и правнукам.