На совете Епархии, состоявшемся 8 октября, Высокопреосвященный архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука на пост благочинного церквей Мелитополя предложил кандидатуру протоиерея, настоятеля храма Святого Великомученика Георгия Победоносца, отца Максима Смирнова. Предшественник нового благочинного - отец Александр - ушел со своей должности по состоянию здоровья.
О том, был ли морально готов отец Максим занять столь высокий пост? Не считает ли он зазорным перед паствой передвигаться на иномарке? На что священнослужители тратят пожертвования прихожан? На эти и другие вопросы новый благочинный ответил в интервью журналистам сайта «РИА Мелитополь».
- Были ли вы морально готовы к назначению благочинным церквей Мелитополя?
- Это ответственная должность. И мне не просто будет в начале пути, я это уже почувствовал. Но, я уверен, что с божьей помощью и молитвами отцов наших и владыки все получится.
- Многих священнослужителей сегодня критикуют за то, что они ведут активную светскую жизнь и позволяют себе дорогие покупки. Может ли, по-вашему, священник позволить себе безбедную жизнь?
- Если прихожане любят и уважают священника, они сделают все, чтобы священник не думал о том, как ему накормить свою семью, где заработать денег, как оплатить коммунальные платежи, где жить и на чем передвигаться. Такие прихожане могут обеспечить священнику безбедную жизнь. И тогда священнослужитель сможет спокойно молиться Богу, готовиться к проповедям и вести людей ко Христу, не оборачиваясь на то, где достать деньги.
- А какое ваше личное мнение, имеет ли моральное право священнослужитель покупать дорогую иномарку вместо более дешевого отечественного автомобиля, к примеру? Помнится, один из ваших предшественников отец Тихон в прямом эфире сказал, что он даже своим священникам рекомендовал покупать более дорогие автомобили, если есть такая финансовая возможность, потому что она более безопасна.
- Если прихожане любят своего священника, они никогда не будут его осуждать за то, на чем он передвигается. А наоборот будут радоваться, тому, что их священник будет цел и невредим в пути, не опоздает на службу из-за поломки карбюратора или пробитой шины. Это мое мнение.
- Люди жалуются на дороговизну церковной атрибутики и услуг, которые предоставляются в храмах. Что же делать тем, кто не может заплатить за тот или иной обряд?
- Любой священнослужитель должен индивидуально рассматривать этот вопрос. Так как в наше время действительно не у всех есть возможность прийти и оплатить ту или иную сумму, которая указана в списке пожертвований. И человек, который не может оплатить всю сумму, вправе попросить священнослужителя дать ему возможность заплатить меньше. Если же у человека совсем нет средств, священник обязан провести требу бесплатно, потому что церковь - для людей.
- Эти цены как-то экономически обоснованы? Почему, к примеру, отпевание в церкви стоит определенную сумму?
- Эта конкретная сумма появилась от того, что, к примеру, после отпевания, к священнику подходят родственники и спрашивают: «Сколько мы вам батюшка должны?». Священнослужителя этот вопрос стесняет. И он говорит: «Сколько дадите». Одни дают 100 гривен, а другие 500. Каждый по своим возможностям. А третьи говорят: «Сколько вы скажите, столько и дадим». Но, чтобы этот разговор долго не продолжался, и была установлена примерная сумма. Если человек, ее оплатить не может, пусть не платит.
- На что тратятся пожертвования прихожан?
- Церковь всегда жила и будет жить на пожертвования прихожан. И это плохо, когда в некоторых церквях не хватает средств, чтобы оплатить зимой за тепло и прочие коммунальные услуги, аренду земли, покупку стройматериалов и прочую хозяйственную деятельность. Деньги нужны и для того, чтобы приготовит обед строителям, убрать в храме, ведь не красиво будет, если в доме божьем станет грязно. Жаль, что некоторые люди не понимают этого, и рассуждают, что все пожертвования идут священнику в карман.
- Не так давно, всех православных мелитопольцев, желающих стать крестными родителями, обязали проходить просветительские курсы, а потом сдавать экзамены. Для чего такие нововведения нужны?
- Крестный – этот тот человек, который приводит к Богу своего крестника. И хотелось бы, чтобы нынешнее крестные родители это хорошо понимали. Поэтому наша задача – привить будущим крестным ответственность и осознание того, что они будут отвечать за воспитание ребенка в вере перед Богом.
- А как проходят эти уроки?
- Это не уроки, а скорее, беседы на тему веры. У нас многие, даже крещенные люди, на вопрос, кто такой Иисус Христос, не могу ответить правильно. И не знают, что лица святой троицы это Бог Отец, Сын его Иисус и святой дух, а не Иисус Христос, матерь Божья и Никола Чудотворец, которые изображены на иконе в машине. Именно так отвечают некоторые наши прихожане.
Мы не создаем препятствия, как кажется некоторым, на пути к Богу, а наоборот способствуем сближению людей с церковью с помощью просвещения. Чаще всего человека в младенческом возрасте приносят в церковь, крестят и уже следующий раз родственники приходят в храм, чтобы заказать отпевание этому же человеку. Хотелось бы, чтобы приняв таинство крещения, человек жил с Богом всю жизнь, посещая храм, молясь, так как он является православным христианином.
- А какой процент будущих крестных правильно отвечают на вопросы священнослужителей?
- Честно скажу, очень малый процент, к сожалению. Поэтому и хотелось бы, чтобы люди более осознанно относились к этому процессу, чтобы воспринимали учения церкви, ходили в храм и слушали священников, которые говорят о том, что нужно любить ближнего своего, как самого себя, быть милосердным, не завидовать, не злиться и не раздражаться. Может быть тогда, люди стали бы добрее, чище и лучше. Ведь самая главная задача человека на земле – стать подобным образу Божьему.
- Очень часто спрашивают, можно ли крестить ребенка под другим именем?
- Можно, но только я не понимаю, зачем это делать. Сегодня, чаще всего, родители крестят младенца под именем того святого, в чей день рождения малыш появился на свет. Иногда детей называют в честь святого, и в таком случае святой является покровителем этого человека на протяжении всей его жизни.
Прежде чем давать ребенку имя или, если, к примеру, взрослый человек хочет креститься с каким-то именем, я бы советовал узнать все о житие этого святого, выбрать себе по духу своего покровителя. И тогда к нему всю жизнь можно обращаться за помощью в молитвах.
- Может ли священнослужитель не дать разрешение быть крестным отцом или матерью только потому, что экзаменующийся не сможет правильно ответить на все вопросы?
- Безусловно, нет. Это не богословский институт и не семинария. Это беседа с крестными, чтобы они сами понимали, зачем им это нужно.
- Что делать тем, у кого просто нет времени на такие беседы?
- Каждый человек ищет легких путей. Но есть распоряжение правящего архиерея Луки и если мы являемся прихожанами церкви, то надо быть послушными его указам и распоряжениям. Думаю, что можно найти время для того, чтобы хотя бы 2 раза прийти на беседу со священником. Тем более, что если до сих пор такие беседы проводились в одном храме города – во имя Серафима Саровского, и это действительно не всегда было удобно для будущих восприемников, то в скором времени занятия будут проводиться в каждом храме и в удобное для людей время. Наша задача не препятствовать человеку на пути к Богу, а помогать ему в этом. До недавнего времени бесплатные занятия можно было пройти в течение трех воскресений, вскорости огласительную беседу можно пройти и за один раз, поговорив со священником в индивидуальном порядке.
- Как мелитопольцы отреагировали на введение новых правил крещения?
- По-разному, каждый хочет, чтобы было так, как он хочет. Но нужно иметь хоть немного терпения, смирения и любви к Богу. Не стоит строить из этого проблему. Ведь, если мы хотим какую-то вещь купить, мы работаем и зарабатываем деньги для этого. А тут самое святое – человек желает стать христианином. Если для будущего крестного это формальность, то я не вижу и смысла в таком крещении. Все нужно делать осознанно.
- Говорят, что и венчающимся тоже придется проходить огласительные беседы?
- Совершенно верно. Люди должны понимать, что они венчаются раз и навсегда, что разводиться грешно. И допускается развод, только в случае, если один из супругов изменил, а второй ему не простил эту измену.
- В этом году еще одно новое правило появилось в православных церквях. Служить панихиды в городских храмах можно только при наличии у родственников свидетельства об отпевании. Так ли это?
- Да это правило введено распоряжением правящего архиерея Луки. И распространяется на Запорожскую епархию. Но, если эта практика приживется, то это будет по всей Украине в других епархиях.
- Для чего это нужно?
- Многие обращаются к священникам сомнительного канонического статуса для совершения крещения, венчания и погребения усопших. Чтобы пресечь обман людей шарлатанами в рясах, и введено это правило. Если человек предоставляет свидетельство об отпевании родственника, значит, его родственник точно был отпет каноническим священником и мы вправе молиться за покойного на третий, девятый и сороковой день. А если такого свидетельства нет, священник вправе отказать ему в панихиде.
- Какие есть еще способы борьбы с мошенниками в рясах?
- Я бы советовал всем горожанам, чтобы они, при виде незнакомого священника, собирающего, к примеру, пожертвования на храм, требовали у него удостоверение личности. Особенно на рынках в большие праздники, каике-то сомнительны лица ходят и собирают деньги якобы на строительство монастыря. Такие священники, как правило, вместо удостоверения личности демонстрируют какую-то бумажку, но в ней не указано, ни какую церковь, ни какой патриархат они представляют.
- В последнее время священники часто появляются с представителями власти на разных официальных мероприятиях, тогда как всем известно, что государство от церкви отделено. А как вы лично относитесь к дружбе с политиками?
- У нас наш Президент, премьер министр и министры, руководители нашего города, в основным, крещены в православной церкви. Тогда, как мы можем разделить их и нас - мы все христиане. Единственное, что отличает священнослужителя от остальных людей - это то, что он является служителем Бога и проводником той благодати и воли Божьей, которую он должен сообщать своей пастве. Церковь переживает, каким будет народ также, как и любой правитель на своем месте не меньше переживает о том, каким будет народ в его городе, области, стране. И священнослужитель, общаясь с властью и людьми светскими, даже своим видом напоминает, что есть Господь и заповеди Божьи и, что есть любовь, добро, милосердие. Видя это, я думаю, каждый житель страны становится лучше и добрее. Мы вместе с властью и политиками выполняем общую задачу сближения народа с Богом, чтобы люди стали по образу жизни настоящими христианами. Это общая задача церкви и государства.