Уроженцу Мелитополя Аркадию Хоралову рукоплескали все страны бывшего СССР - его хиты «Давай попробуем вернуть» и «Новогодние игрушки» и сегодня звучат с новыми аранжировками. Объездив за последние 45 лет полмира, он, тем не менее, всегда с удовольствием приезжает в наш город. Мелитополь в жизни Аркадия Дмитриевича проходит красной нитью: здесь прошло его детство, здесь похоронены его родители, здесь его родственники и многочисленные друзья.
И именно здесь Аркадий Хоралов познакомился со своей женой Светланой, с которой обвенчался в местном храме 6 лет назад, а поженился двумя месяцами позже. Гостит в Мелитополе артист и сейчас. Наш прославленный земляк, который долгие годы живет на две страны - в России и Украине и собирает аншлаги в Кремлевском дворце и Лужниках оговаривается сразу: о политике говорить не хочет. В интервью «Главной» он рассказал, почему молодым талантам закрыт путь на телевидение, что включает в себя его райдер и каким он видит родной город, куда каждый раз приезжает с неимоверным удовольствием.
- Аркадий Дмитриевич, не секрет, что для артистов сцена, аншлаги, овации зрителей - как наркотик. Не чувствуете ли вы себя сейчас забытым?
- Я считаю себя человеком востребованным. Артистов, у которых сегодня много работы, можно пересчитать по пальцам одной руки. Время сейчас сложное для всех и мы не исключение. Телевизионные съемки, записи в студии, новые песни - это у меня есть. Но самое главное - это тысячи писем, которые я получаю. Они ясно дают понять, что почитатели меня любят, помнят и ждут моих выступлений.
- Вы всегда подчеркивали, что не вхожи в тусовку. Светская жизнь вам претит или она просто вас не приняла?
- Я всегда держался вдали от всего этого. Многие, чтобы их узнавали на улице, готовы на все. Это не обо мне.
- Звезды кино и эстрады порою поражают своими райдерами. К примеру, приезжавшая недавно в Мелитополь молодежная группа «Время и стекло» просила организаторов предоставить им даже трусы. А без чего на концертах не можете обойтись вы? Каков ваш райдер?
- На концерте мне всегда нужны хороший звук и свет, комфортный номер в гостинице, хороший транспорт, а не те автобусы, в которых мы ездили очень давно и травились выхлопными газами. Все необходимое мы с собой возим и красной икры у организаторов не просим. Я считаю эти райдеры даже не наглостью, а банальной нескромностью. Знаю, что мои друзья в свое время просили сигареты или вина только определенного года выпуска из закромов. Это бред! Мне это не понятно, я прошу только самого необходимого.
- Прейскурант приватного концерта украинских и российских артистов уже давно ни для кого не секрет. За свои частные выступления они просят от 5 до 100 тысяч долларов. А сколько за свое выступление просите вы? И при каких условиях не согласились бы петь никогда?
- О суммах говорить не буду - это неприлично. Какую цену назначать - дело каждого. Мы всегда спрашиваем у организаторов, что они нам предлагают. Иногда они предлагают даже больше, чем мы бы сами хотели.
Скажу лишь, что в этот Новый год мы приехали в Мелитополь и сразу же уехали обратно в Москву, потому что поступило очень хорошее предложение выступить на корпоративе. Раньше я петь в новогоднюю ночь не соглашался, несмотря на свой хит «Новогодние игрушки» - лишь однажды это было. Но здесь отказать не смог, потому что это были очень уважаемые люди.
- Кого из коллег по цеху вы можете назвать своим настоящим другом? И с кем из них поддерживаете отношения?
- Мы долгое время общались с Алексеем Глызиным, еще в «Самоцветах» очень сдружились. Я всегда приглашал его выступать на своих сольных концертах, а он меня - никогда. Хорошие отношения у меня со многими - со Славой Медяником, Юрой Маликовым, Лолитой, Тамарой Гвердцители, но это те, кому я не мешаю и помешать не могу. С Сашей Серовым у нас были хорошие отношения, а потом ввиду жизненных обстоятельств они изменились. Его я считаю настоящим певцом, очень талантливым вокалистом.
- Приходилось ли вам сталкиваться с завистью коллег? Ведь чужим аншлагам, успеху, таланту не каждый может порадоваться, а тем более люди публичные, страдающие тщеславием.
- Приходилось и не единожды, я и сейчас с этим постоянно сталкиваюсь. Никому не интересно приглашать человека, который завтра будет с тобой конкурировать. Если они и приглашают, то только тех, кто особо помешать не сможет.
- Нынешние артисты уже давно перестали быть небожителями. Они доступны зрителю благодаря многочисленным соцсетям, где выкладывают фото и видео не только своей эстрадной, но и повседневной жизни. Как вы считаете, должен ли артист быть на слуху любым путем?
- Я считаю, что в жизни артиста должна быть загадка. А сегодня так называемые звезды делают все, чтобы о них говорили. Когда рейтинг начинает падать, они не ищут новые хиты, не ищут нового звучания, а делают какие-то непонятные информационные вбросы. Я против этого - я человек загадочный.
- Не секрет, что на радио и телевидении всегда существовало понятие «неформат». Песни одних артистов, даже самых бездарных, порою закручивают «до дыр», в то время как качественную музыку в ротацию не берут. Лично вам приходилось сталкиваться с этим?
- Безусловно. В 1983-84 году, когда у меня уже был готов сольный альбом, поэт Андрей Дементьев отнес нашу песню «Давай попробуем вернуть» на рассмотрение худсовета Гостелерадио. Ее тогда уже пели по всему Советскому Союзу. Несмотря на то, что худсовет под председательством Александры Пахмутовой принял нашу песню и, по ее словам, «открыл имя Аркадия Хоралова», песня никуда не пошла, потому что редакторы ее не пропустили - сказали, что исполнение попахивает западом, что это не советское. Мне перекрыли все входы и выходы, потому что каждый новый хит отодвигает на задний план предыдущие, а это, естественно, никому из авторов и исполнителей не было нужно. Поэтому эта песня не звучала многие годы на радио и телевидении.
Однажды я пришел к Игорю Крутому, который тогда уже был владельцем передачи «Песня года». Я спросил, почему песню «Новгодние игрушки», которая к тому времени была популярна и востребована на радио и ТВ, не может звучать на «Песне года». А он ответил: «Ты покажи мне рейтинги». Я понял, что разговаривать бесполезно.
Годами есть определенная когорта людей, которые переваливаются с одного телеканала на другой. Это одни и те же имена, одни и те же лица. Это те, кто в так называемой тусовке. Многие буквально живут на телевидении, чтобы где-то засветиться. Я не из этой серии. Куда меня приглашают и где меня уважают, я приду с удовольствием. А там, где надо себя нахваливать, пробиваться, что-то просить - это не мое. Моя совесть мне этого не позволяет. Меня узнают, меня любят, мне пишут такие письма, что порою слеза пробивается. А сейчас, к сожалению, крутят не очень достойных. И как жаль тех, что достойны, но нигде не звучат, мы их не слышим.
Лично я не чувствую себя ущемленным и на свою судьбу не обижен.
Кстати, песня «Мелитополь», посвященная моему родному городу, здесь тоже не крутится, хотя ее очень любят и хотели бы слышать. Все праздники в городе проходят без нее. А ведь я ее писал для жителей Мелитополя! Оказалось, что никому это не интересно. А я столько тепла, нежности и любви к родному городу туда вложил…
- Значит ли это, что пропускная система существовала всегда и талантливые исполнители, у которых нет ни денег, ни связей, пробиться могут лишь благодаря чуду?
- Совершенно верно. Пропускная система на сцену - это личные отношения, симпатии, деньги, если хотите - даже кумовство. Если у вас этого нет, вы никому не нужны. Сегодня это ни для кого не секрет, это известный факт.
- Свой последний альбом «Ариведерчи» вы выпустили в 2011 году. Порадуете ли своих поклонников новым материалом или «ариведерчи» стоит понимать в буквальном смысле как прощание?
- Это было «до свидания», а не «прощай». Пока высшие силы не скажут мне: «Давай заканчивай», я не перестану творить и петь. У меня много песен, они ждут своего часа. Есть артисты высокого ранга, которые в течение последних двух-трех лет с удовольствием записали мои песни, но их имен я называть не буду.
- Ход времени неумолим. Чувствуете ли вы с возрастом, что то-то сделать в своей жизни не успели?
- С возрастом я стал еще быстрее ездить на машине, а жалеть - ни о чем не жалею. Если бы мне родиться снова, я бы ничего не менял.
- В Мелитополе вас всегда ждут родные и многочисленные друзья, и наш город вы посещаете довольно часто. Насколько изменился он за последние годы?
- Не заметить изменений в Мелитополе просто невозможно. Если сказать одним словом, то город просто посветлел. И я сейчас говорю не об освещении. Я не буду говорить банальностей, что намного стали лучше дороги и краше улицы. Мелитополь стал светлым, более гостеприимным и добрым. Я с 1972 года всегда приезжал сюда с огромным удовольствием. Все эти 45 лет, как только поезд подъезжал к Мелитополю, у меня начинало учащенно биться сердце. Я очень люблю этот город и всем говорю: «Вы живете здесь и не понимаете, в каком прекрасном месте живете!» А я езжу по миру, но где бы я ни был, я всегда приезжаю сюда и кайфую. Это необыкновенный город!
- Мы записываем с вами интервью в канун одного из самых светлых праздников -
Рождества. Чего вы пожелаете своим землякам - мелитопольцам?
- Желаю искренне, чтобы в Мелитополе происходили только хорошие события, чтобы все в жизни шло по нарастающей и неизменно вверх. Чтобы люди чувствовали себя спокойнее, благополучнее, научились если не любить, то хотя бы уважать друг друга. Пусть наш город светлеет еще больше, а себе желаю приезжать сюда еще очень долго и радоваться, как радуюсь сейчас. И пусть слова из песни «Мелитополь, Мелитополь, ты надежный мой причал» будут звучать в сердце каждого моего земляка. Да хранит Господь наш замечательный город!