Редакция сайта РИА-Мелитополь продолжает цикл материалов под названием «Их именами названы улицы». Сегодня речь пойдет о легендарном кинорежиссере, чье имя после декоммунизации увековечено в названии бывшей улицы Артема.
Григорий Чухрай (1921-2001 г.г.) - известный кинорежиссер. Его картинам рукоплескали в Каннах, его фильмы любил Хрущев, а экспериментальную киностудию поддерживал Косыгин. Григорий Чухрай снял всего восемь кинокартин, но навсегда вошел в мировую историю киноискусства.
А вот родился Григорий Наумович 23 мая 1921 года в городе Мелитополь в семье красноармейцев Наума Зиновьевича Рубанова и Клавдии Петровны Чухрай. Клавдия Чухрай принимала непосредственное участие в коллективизации и раскулачив
Впоследствии Григорий Наумович вспоминал: «Страна моего детства - Украина, Мелитополь. Там был Дворец пионеров, в котором я учился в изобразительном кружке, рисовал, лепил - это было очень интересное время для меня».
В 1924 году его родители разошлись, Григорий остался с матерью. Воспитывал его отчим - Павел Антонович Литвиненко, который работал председателем колхоза. В 1935 г. он был направлен на учебу в Москву. По окончании академии, в 1938 г. Павел Антонович вернулся работать на Украину, а Григорий остался в Москве, чтобы окончить школу. В 1939 году Григорий Чухрай был призван в армию. В августе 1941 года подал рапорт и добровольцем был направлен на фронт. До конца войны воевал в воздушно-десантных войсках; участвовал в обороне Сталинграда; был четырежды ранен. В декабре 1945 года уволен в запас по ранению. Боевой путь Григория Чухрая отмечен множеством орденов и медалей.
В 1953 году Чухрай окончил режиссёрский факультет ВГИКа и устроился ассистентом режиссёра на киностудию имени Довженко. В 1955 году он уже числился режиссёром на "Мосфильме", а ровно год спустя на экраны вышел фильм "Сорок Первый", ставший впоследствии одной из жемчужин советского кинематографа. Триумфально прошла по экранам мира следующая лента Чухрая, "Баллада о солдате" (1959), поразившая современников художественной цельностью и внутренней гармонией, сочетанием эпической широты и с глубоким проникновением в психологию отдельного человека. Следующая картина, "Чистое небо" (1961), была посвящена осмыслению сталинского периода в истории нашей страны.
Всего режиссер снял восемь картин, в том числе советско-итальянскую ленту «Жизнь прекрасна» с Орнеллой Мути и Джанкарло Джаннини. С итальянцами Чухрая связывала давняя дружба. Это по его рекомендациям в 1963 году Феллини получил главный приз на Московском международном кинофестивале за свои «Восемь с половиной». Тогда советские номенклатурщики пытались всеми правдами и неправдами присудить премию отечественной производственной драме «Знакомьтесь, Балуев». Чухрай, возглавлявший жюри фестиваля, рискуя собственной карьерой, добился того, чтобы была награждена лента «Восемь с половиной».
Чухрай проявил себя не только как режиссер, но и как талантливый руководитель. Десять лет он возглавлял Экспериментальную творческую киностудию (ЭТК) — инновационную с точки зрения экономики организацию. Студия, в отличие от остальных советских кинопроизводств, сама себя окупала и приносила серьезную прибыль. ЭТК выпустила такие легендарные ленты, как «Раба любви», «Белое солнце пустыни», «Иван Васильевич меняет профессию». Чухрай писал в своей автобиографии «Мое кино» о том, что для страны эта студия была важнее его творчества. Для Чухрая собственная выгода никогда не была на первом месте: «Какое счастье думать об интересах своей страны, а не о своих личных интересах!»