На весь посёлок их было человек десять. Ополченцев. Они так себя называли — «ополченцы». Правда, никто из них толком не мог объяснить, против кого они, собственно, ополчились. Никто из местных этим вопросом особо не интересовался. В Донбассе в принципе не принято задавать лишние вопросы, а задавать их людям с оружием — уж и подавно. Посёлок — функционирующий некрополь постиндустриальной эпохи. Истлевший, осыпающийся мемориал человеческой жадности и недальновидности. Склеп. Из развлечений — водка, «винт» и еженедельная привозная дискотека в местном клубе: женские сумки, сваленные в центр круга танцующих, вспарывающий сознание эклектикой дресс-код и неизбежная коллективная драка с вечно заспанным участковым, скорой и парой-тройкой диагнозов «закрытая черепно-мозговая травма» в финале.
Из закостеневшей зацикленной рутины выбивается разве что Пасха, очень специальный праздник, когда местные, основательно загрузившись на кладбище халявной едой и алкоголем, жгут шины. Выволакивают их на холмы, поджигают и продолжают пить, попутно вдыхая едкий химический дым. Не знаю, почему именно на Пасху, не знаю, почему именно шины. Мне в принципе неведом смысл этого ритуала, как неведом он, собственно, и жителям посёлка.
До войны они работали кто где. Один за копейки долбил породу в издыхающей шахте, другой состоял при местном магазине на неподвластной времени и трудовому законодательству должности «принеси-подай», третий основательно и профессионально пил — тоже, можно сказать, был при деле.
Когда в Луганске начался «русский бунт» и по посёлку понеслись слухи, что за сопричастность к нему платят уж совсем заоблачные деньги, они всей компанией ломанули туда и примерно через месяц, получив по паспортам оружие, камуфляж и чёрно-рыжие полосатые шевроны, вернулись домой уже «ополченцами» и на импровизированной сходке автохтонов объявили, что отныне они будут защищать родной посёлок от кровожадных укропских войск.
Суровые будни «ополченцев» не отличались разнообразием: то они в полной боевой выкладке фланировали по поселковым грунтовкам на отжатой у местного олигарха «десятке», то как бы между прочим наведывались к окончательно утратившему сон, высохшему от страха участковому («не забывай, кто здесь закон, сука»), то многозначительно-наглядно, держа калаши наперевес, разрешали хозяйственные, семейные и даже геополитические споры. Последняя разновидность споров, впрочем, случалась в посёлке крайне редко, так как картина мира для «ополченцев» и их подопечных была предельно ясна: на светлой стороне — Святая Русь, на тёмной — «пиндосы», «жиды» и прочие «правосеки».
Вечером наступало время активного отдыха: «ополченцы» пили водку, рассказывали малолетней пацанве о своих подвигах и тискали местных сиплоголосых барышень в розовых спортивных костюмах. «Укропы» всё не шли, а война казалась далёкой и безобидной, как отзвуки артиллерийских канонад, которые в посёлок порой забрасывал суматошный степной ветер.
1«Укропы» так и не пришли. Пришли «чехи» — коренастые немногословные кадыровцы с лоснящимися от каннабиноидов, бликующими в темноте глазами. «Чехи» прибыли не с пустыми руками. С собой они привезли миномёты, несколько орудий и ящики с боеприпасами. Расставили всё это добро на футбольном поле прямо возле школы. Война, ещё день назад казавшаяся далёкой и фантасмагоричной, внезапно приобрела чёткие летальные очертания.
Весть о том, что кадыровцы оборудовали возле школы артиллерийскую батарею, облетела посёлок буквально за минуту. Возле поссовета, который «ополченцы» временно превратили в офис, собралась стихийная летучка. Пришедшие, не углубляясь в казуистику, быстро выразили своим защитникам недоумение по поводу столь внезапной милитаризации посёлка, а также высказали мнение, что копчёные кадыровские вояки очень слабо похожи на обещанных русоволосых и белолицых братьев-славян.
«Ополченцы» выслушали, вооружились и, пообещав донести vox populi до сознания незваных гостей, отправились на переговоры. Никто не знает, какие факты и риторические приёмы «ополченцы» использовали в качестве аргументов, однако через несколько часов после переговоров «чехи» собрались и уехали из посёлка.
Это был тот самый момент славы, о котором втайне мечтает каждый из нас. Местные пели «ополченцам» осанны и едва ли не носили их на руках. Те смущённо улыбались и, чего уж там, чувствовали себя освободителями. Война снова переместилась в параллельную реальность.
Следующей ночью «чехи» вернулись. Вернулись не сами, а в сопровождении окающих белолицых братьев-славян. Буквально за полчаса всех десятерых «ополченцев» в исподнем вытащили из постелей, под конвоем усадили в кузов грузовика и увезли.
Уже к рассвету на футбольном поле возле поселковой школы снова стояли направленные стволами в сторону шоссе орудия. А ещё через несколько дней местные «розовые спортивные костюмы» кокетливо прогуливались с невозмутимыми «чехами» по поселковым грунтовкам. Об «ополченцах» больше никто ничего не слышал. И вслух не спрашивал.
Жизнь — это редкая, прерывистая цепь вспышек надежды на фоне монотонности разочарований. Доказано Донбассом.
Источник: Хроники и комментарии