Иллюстрация
Об этом рассказал в соцсети запорожский историк и журналист Владимир Шак:
По словам Владимира, рассказ об удивительном святом оставил в своих записках после странствий по приазовским степям в первой половине сороковых годов девятнадцатого столетия, не автор приключенческих романов, а серьезный прусский экономист – барон Август фон Гакстгаузен.
В 1843 году, получив разрешение на въезд в Россию, он посетил ряд регионов страны, включая Харьковскую и Екатеринославскую губернии и, собрав огромное количество разнообразного материала, в 1847 году выпустил трехтомную работу «Исследования внутренних отношений народной жизни и, в особенности, сельских отношений России».
После описания посещения меннонитов на Молочных водах (ныне река Молочная), где гостя из Пруссии лично принимал меннонитский государственный и общественный деятель, основатель Старобердянского лесничества Иоганн Корнис, барон сообщает следующее: «28 июля я простился с этими честными людьми, господин Корнис проводил нас до духоборческой деревни Терпение (ныне село Терпенье Мелитопольского района), где я остановился на несколько часов. Здесь я пожелал всего лучшего нашему провожатому и отправился в свое дальнейшее путешествие к косе, отделяющей Гнилое море от Азовскаго» (к Арабатской стрелке, разделяющей Сиваш и Азовское море).
И далее барон рассказывает о совершенно невероятных вещах (цитирую с сохранением авторского стиля и орфографии): «Мы проехали мимо множества курганов, но ни на одном из них не было бабы (степного каменного изваяния – так называемой «половецкой бабы»), однако на станции Асбертинской я видел вдали на возвышении множество камней, расположенных в порядке. Когда мы подъехали к этому месту, мы увидели гробницу одного святаго ногайских татар. В расстоянии около 100 шагов от нея на склоне заметили мы землянку, и вскоре вышли из нея двое грязных татарских мулл или дервишей и подошли к нам. Они просили милостыню, и, получивши ее, один из них, знавший по-русски, рассказал моему спутнику (переводчику, сопровождавшему барона) татарскую легенду, которой нельзя сделать упрек в богатстве фантазии. Много лет тому назад один важный татарин шел со своим спутником через эту местность и видел, как кто-то перед ним пробежал, держа свою собственную голову под мышкой. Когда татарин в удивлении окликнул его, человек тот внезапно повалился, а когда тот подошел к нему, то увидал, что это был татарин, а под головою у него лежала рукопись, утверждающая, что он настоящий святой. Он был похоронен на этом месте, а на могиле его поставили каменную гробницу и мечеть, которая, впрочем, теперь давно уже в развалинах. Теперь это место поклонения многих татар, тут совершается много чудес. Особенно много пригоняют сюда больного скота, который по молитве святаго получает исцеление».
Завершая повествования, барон добавил: «Мы проехали всю ночь и проснулись следующим утром на узкой косе, отделяющей Гнилое море от Азовскаго» - на Арабатке, то есть. Раскрыв карту Приазовья, я попытался представить, как двигался барон в сторону Геническа, а там как раз и начинается Арабатская стрелка, чтобы выяснить, где же находилась странная Асбертинская станция, возле которой некогда была обустроена гробница ногайского святого, прославившегося многими чудесами.
- Что путь барона лежал строго на юг – через Мелитопольский район, поглотивший в ходе нынешней децентрализации также Акимовский район, это мне было понятно, - рассказал Владимир Шак. Но все остальное было совершенно непонятно! Ну, а самую большую загадку барон загадал Асбертинской станцией. Что за станция южнее Мелитополя могла быть в начале сороковых годов позапрошлого века? – ломал я голову. И, чтобы не сломать ее окончательно, решил искать помощи у сведущих людей. И помощь, как это почти всегда случается, когда человек ищет ответ на интересующий его вопрос, очень скоро последовала.
- Станция Асбертинская? – переспросил при нашей встрече директор Акимовского историко-краеведческого музея, член Союза краеведов Украины Виктор Гнедашев. Так это ногайский аул Азберда, существовавший на месте современной Акимовки. Здесь в то время, о котором рассказывает барон фон Гакстгаузен, находилась почтовая станция Азбердинская – барон ее почти правильно назвал.
- Она была на пути в Крым? - Совершенно верно! Через нее пролегал почтовый тракт в Крым. На станции можно было – пока тебе меняли лошадей, подкрепиться и отдохнуть от дороги.
- А в Мелитополе, куда после посещения духоборов, тоже, вероятно, заезжал барон, где тракт начинался? - В районе педагогического университета, если привязываться к современной карте города.
- Вы можете хотя бы приблизительно указать место, где находилась станция Азбердинская, возле которой барон-путешественник и увидел гробницу ногайского святого, носившего свою голову под мышкой?
- Я вам это место точно укажу! – заявил директор. – Там даже в советские времена была конюшня. А потом на месте почтовой станции построили многоэтажный дом, который акимовцам известен под названием Красный. Возле него, кстати, небольшая речушка, через которую переброшен мост, имеется.
Красный дом, находится, можно сказать, в центре Акимовки.
- Майн Рида бы нам в компанию, подумал Владимир, глядя на дом, на мост через речушку возле него и вспоминая рассказ барона Августа фон Гакстгаузена