
Шок, мародёрство, патриотические митинги, запугивание активистов - именно так запомнились первые месяцы оккупации. Спустя почты год войны, важно помнить, как простые мелитопольцы противостояли врагу.
В рамках четвертого фильма из серии "Незламні міста. Хроніки опору" рассказали о Мелитополе. О городе, в котором живут необыкновенные люди - украинцы с большой, как наше море, широкой, как наша степь душой. Они сопротивляются оккупантам, ждут ВСУ и свято верят в Победу Украины.
Абсолютно у всех, кто застал в Мелитополе начало войны, этот фильм вызовет особенные эмоции, боль, гордость за горожан и тоску об украденном счастье. В 17,5 минутах видео слишком много истины, смысла и правды, которую должны знать оккупанты, и не забывать мелитопольцы.
Организаторы и участники движения сопротивления рассказывают о первых днях войны, со слезами вспоминают о мародёрстве.
По словам соорганизатора протестов в Мелитополе Анны Ланчевой, пока интернет и связь не глушили, она постоянно транслировала все происходящее в городе. И за ее трансляциями следила с замиранием сердца вся Европа. Девушка вспоминает, что когда на одном из митинги, который пытались разогнать окуупанты, у нее упал телефон - ее единственная мысль была о том, что ее смотрят люди, и она должна продолжить трансляцию.
Митингующие записывали послания оккупантам и транслировали их через колонку, забрасывали рашистов бумажными самолетиками с инструкцией, как рашистам сдаться в плен.
Мелитопольцы рассказывают о том, что первые дни, видя вышедших на митинги людей, оккупанты даже не понимали, что горожане протестуют, они думали, что те встречают "асвабадителей".
До оккупантов не могло дойти, что наши люди - не россияне, которые могут позволить себе ругать власть только, сидя на кухнях. Они не знали, на какую нацию напали, и, главное, что со всем этим делать.
На Масленицу, мелитопольцы сожгли чучело путина. На это мероприятие собралось около пяти тысяч человек. И даже сейчас от воспоминаний об этих событиях у их участников - мурашки по телу.
Идея объединяет. На митингах люди отчётливо понимали, что единомышленников в городе гораздо больше, чем можно представить.
Участница митингов Кристина Бут признается, что в те дни они с матерью Анной Бут, выходили из дому в полдень и возвращались после 18:00. В некоторые дни мелитопольцы проходили до 30 тысяч шагов, буквально стирая обувь, вопреки холоду, дождю и мерзким фашистам.
Но оккупанты быстро сориентировались, что их картинка "асвабаждения" с масштабными и ежедневными митингами сопротивления не вяжется. С митингов стали воровать людей. При этом особенно жёстоки окуупанты были с мужчинами. Их били, ломали ребра. Похищенных митингующих вывозили за город и бросали просто посреди поля.
Директоры мелитопольских школ отказались идти на сотрудничество с оккупантами. За это тоже пришлось ответить. Директор ООО #4 Анжелина Коваленко за свою позицию оказалась в гараже. Здесь женщину и других противников "русского мира" продержали двое суток.
Анжелина Коваленко вспоминает, что окуупанты выдавали кипяток, два пакетика чая на всех и просроченное печенье. Женщины в гараже не представляли своего будущего. Думали их будут допрашивать, вывезут в россию, но ни одна из них не жаловалась на судьбу и стойко переживала заточение в неизвестности.
К слову, оккупанты так и не допросили женщин. По словам директора мелитопольской школы, единственная их цель - вызвать страх. Страх на котором выстроена вся жизнь в российском обществе. Но который неведом украинцам, привыкших открыто говорить и делать, то, что они считают нужным, яростно бороться за свою свободу и независимость.
Прошел почти год войны. За это время многие мелитопольцы покинули город, другие ждут Украину. Даже не смотря на навязчивую, но очень глупую пропаганду рашистов, вера в освобождение только крепнет. Подобные фильмы - это глоток вдохновения, памяти и история, которую буквально под дулом автомата фашистов XXI века, жители украинского Мелитополя создавали без страха, с огромной любовью к Украине.