
Так сложилось, что именно мелитопольская молодежь с первых дней войны не растерялась, и организовала сопротивление рашистам.
Своей историей борьбы с оккупантами поделилась волонтер, режиссер и один из организаторов митингов движения сопротивления Анастасия Добровольская.
Анастасия – молодая, целеустремленная и искренне влюбленная в родной город девушка. С первых дней войны у Анастасии и ее друзей не было времени на переживание ужаса от нападения России, потому что помощь требовалась слишком многим людям.
В конце марта девушка с семьей была вынуждена покинуть оккупированный Мелитополь. Но ее борьба за самоидентификацию горожан, украинское будущее Мелитополя не останавливается ни на минуту.
Мы проснулись не от взрывов...
Анастасия признается, что перед войной была довольно растеряна новостями о возможности нападения, но до последнего не верила, что Россия нападет на Украину, а если и нападет, то была уверена, что конфликт будет исчерпан еще на границе.
24 февраля, девушка проснулась не от взрывов, а от звонка друга, раздавшегося в квартире в шесть утра. Именно от него девушка узнала, что началась война.
Но даже после этого осознание реальности пришло не сразу. Анастасия вспоминает, что все равно собиралась идти на работу. Уже потом девушка увидела людей, которые покидали дома, просто хватали детей и уезжали из города. Другие – растерянно бегали по Мелитополю, покупали продукты и медикаменты.
Еще поближе знакомство с войной Анастасия почувствовала в доме родителей своего парня, над которым пролетел истребитель. В тот момент у нее возникло то самое ощущение, о котором говорят "жизнь промелькнула перед глазами".
А дальше в Мелитополе началось мародерство, отключение связи, электроэнергии, воды и другие признаки "асвабаждения", которые привели наш любимый, уютный и благоустроенный город в мерзкие объятия "русского мира".
Пропасть, в которой нет места братству
По словам Анастасии, после начала войны она многое переосмыслила. Россияне хотели провести денацификацию в Украине, но достигли противоположного. Патриотами стали даже те горожане, которые до войны были толерантны к России.
Сама Анастасия констатирует, что такой любви к своей стране, к настоящим украинцам, испытанной после начала войны, до этого не ощущала никогда. И самое главное, девушка поняла, какая большая пропасть между украинским и русским народами:
- Когда я училась в университете, мы общались на украинском, русском, кто на суржике, я всегда переходила на язык собеседника. А вот на самом деле ценить привилегию общаться на родном языке, я стала после начала войны.
Когда ты в Мелитополе, вокруг вооруженные солдаты, когда мы реально боялись включать украинские песни, ходить по улице по одному, носить желто-голубые браслеты, чтобы за это не попасть “на подвал”... В такие моменты начинается переоценка ценностей.
Я очень плохо отношусь к людям, которые смеются, мол, что вы нацепили эти флаги, что вы с ними ходите? Я отвечаю, потому что пришел именно тот момент, когда это нужно делать. Нам столько лет навязывали Россию. Замыливали глаза. Замалчивали тему Донецка. Никто не понимал, что там происходило на самом деле, пока русский мир не дошел до нас, - говорит Анастасия.
Галя, немцы пришли снова...
В первые дни девушка столкнулась с большой проблемой. Многие ее друзья на момент 24 февраля работали за границей. Война разорвала связь между родителями и детьми. Так что Анастасия с друзьями добывала и развозила сначала родственникам своих друзей, а потом и просто нуждающимся мелитопольцам - медикаменты, воду, продукты, вывозила людей из сел в город, и все это практически в отсутствии связи.
Девушка рассказывает, что в то время чувствовала только ответственность, и помогала людям так, как хотела бы, чтобы в случае ее отсутствия кто-то помог ее родителям. И все эти люди, по словам Анастасии, очень хорошо понимали, что россияне пришли не спасать их, а захватить:
- У моей бабушки есть сестра. Ей уже более 90 лет, она дитя войны. Первое, что она сказала после нападения России - "Галя, немцы пришли снова!", и попросила выделить из своей пенсии деньги, чтобы переслать нашим ребятам в ВСУ, потому что "они нас защищают, им нужно", - вспоминает Анастасия.
Митинги, как вдохновляющая спонтанность
Анастасия рассказывает, что она с друзьями вдохновилась на проведение митингов после распространения видео, в котором мелитополец остановил собственным телом танк:
- В первый раз людей было немного. Мы стояли рядом с солдатами, пытавшимися нас испугать, потом они начали стрелять. Мы стояли спиной к ним и не поняли, куда летят пули. Я села на колени и прикрыла уши, люди растерялись, начали отходить. Но потом вышла какая-то женщина и крикнула "Стоять, не расходиться никому!", и после этого люди собрались, и стали стеной. Именно тогда у меня появилось ощущение, что, когда мы по одному сидим по домам, мы слабы. А на митинге чувствуешь, что позади тебя люди, полностью разделяющие твое мнение, вместе - сила. Это не просто митинги, а движение сопротивления, чтобы тех солдат, которых обманули, что нас надо освобождать, привести в сознание. А тех, кто знал куда и зачем пришел – ослабить.
Российские солдаты реально боялись нас в начале митингов. Они не стояли там, где была толпа, бежали за забор и растерянно наблюдали. Когда говорят, что Мелитополь – пророссийский город, я могу сказать, что я собственными глазами видела тысячи настоящих людей, патриотов Мелитополя, которые стояли с нами бок о бок, мерзли, кричали, ходили по лужам. Это бизнесмены, медики, педагоги. И это далеко не та шушара, сейчас танцует с российскими флажками на пророссийских митингах, - рассказывает Анастасия.
Уже позже стали проявляться митингующие активисты. Среди них сама Анастасия, девушка Алина, которая затем вступила в ряды ВСУ, уже погибший воин Алексий, защищавший Украину на Запорожском направлении и другие.
Гопники и террористы
14 мая рашисты в Мелитополе похитили волонтера Влада Гнедаго. Парень до сих пор находится в плену.
Анастасия говорит, что Влад помогал тысячам людей. Он мог достать любое лекарство, моющие средства, продукты.
В плену рашисты сняли видео с Владом, в котором он по написанному оккупантами сюжету признавался во всех грехах:
- Я верю, что каждый человек, причастный к этому, будет наказан. Кто они, считающие, что имеют право с насмешкой распоряжаться чужой жизнью, унижать из-за собственной заниженной самооценки? Они как гопники, террористы. Им не нужен повод, чтобы украсть человека, чтобы извлечь из этого какую-то выгоду, или снять очередной тупой сюжет. Я не знаю, где можно показывать эти сюжеты, чтобы люди в них поверили, разве что в России... – рассказывает Анастасия.
Назад в СССР
После вынужденного окончания митингов в Мелитополе наступили еще более сложные времена. Магазины были пусты, почти все горожане стояли на рынке, торговали чем было и чем могли, чтобы просто выжить. Мама Анастасии пекла и продавала на рынке пиццы.
Тем временем, российские военные уже вовсю начали практиковать террор населения: заставляли снимать тонировку с авто, могли запросто остановить среди города и забрать автомобиль, ввели комендантский час. Семья Анастасии решила уезжать:
- На всех блокпостах они издевались над молодежью. Нам можно сказать просто повезло. На некоторых блокпостах только спрашивали сигареты. На одном блокпосту к нам вышел 18-летний парень в кедах, пожелал хорошей дороги... Но пока ты едешь, то не знаешь, что тебя ждет дальше. В общей сложности, мы прошли где-то 12 блокпостов, очень страшно было на трех. Самые жесткие ДНРовцы и ЛНРовцы. Мы узнавали их по внешнему виду и суржику, на котором они разговаривали. Они вели себя очень агрессивно, пытались вывести на эмоцию, чтобы спровоцировать конфликт. Это как в фильмах ужасов – грязные, с автоматом, наверное, еще что-то приняли. Бешеными глазами смотрят, и чуть ли не облизываются, –вспоминает Анастасия “дорогу жизни”, как метко люди прозвали путь из Мелитополя в Запорожье.
Но все кардинально изменилось, когда мелитопольцы попали в серую зону и дальше уже на украинские блокпосты:
- Это был адреналин, эндорфин, я не знаю... Просто все гормоны вместе стали выделяться. Мы ехали и кричали, аплодировали. А когда увидели ребят, у нас просто перехватило дух, потому что они – наши, а мы - на нашей свободной земле. На украинском блокпосту воины просто стояли. Ипока ехала колонна, а это почти полчаса, они махали проезжающим автомобилям, потому что все люди сигналили, аплодировали им, останавливались, предлагали яблоки, печенье, воду, все что было. Ребята отказывались, но люди не могли удержаться, и я прекрасно это понимаю, потому что больше всего хотелось подойти и обнять их, – эмоционально рассказывает Анастасия.
По словам девушки – это невероятные ощущения, приехав в Запорожье снова свободно дышать, расплачиваться с помощью терминала, видеть полные магазины продуктов, не бояться, что хлеб завтра закончится.
На вопрос, было ли трудно оставить все и уехать из оккупации, девушка отвечает однозначно – нет. Свобода - на 100%, и даже 1000% важнее четырех стен. Ничего не стоит того, чтобы жить в плену.
Справедливость нужно не искать, а обретать
Сейчас в Украине нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. Даже те, кто не потерял родственников или друзей, сталкиваются с психологическими проблемами.
Анастасия признается, что ненависть – это ее топливо. Лучше быть готовым к бою, работать, чем плакать в углу. Девушка отмечает, что справедливость нужно не искать, а обретать.
Что касается труда, то он позволяет Анастасии не только жить дальше, но и вдохновляет. Сейчас она пишет сценарий мультфильма о войне. По мнению девушки, если даже взрослые не могут принять и понять войну, то что уж говорить о детях, которые еще не сформировались, а уже увидели столько беды, горя и слез.
В своем мультфильме режиссер мечтает донести происходящее до детей, но так, чтобы не травмировать их. Ибо дети – наше будущее, и они должны внутренне, как можно легче понять и принять тот мир, в котором вынуждены жить.
До встречи в украинском Мелитополе!
Сегодня Анастасия дает журналистам интервью о жизни в оккупации. Она также приняла участие в подкасте «На відстані. З Мелітополем в серці» Виктора Майорова.
На вопрос, будет ли молодежь ассимилироваться в разных городах и странах, и ей уже не будет нужен маленький городок Мелитополь, Анастасия отвечает однозначно:
- Неправда! Моих друзей разбросало по всему миру. И все они говорят – нет такого уютного и чистого города нигде – ни в Европе, ни в Америке. Надеюсь на скорейшее освобождение нашего города, чтобы пришли ВСУ, и восвободили людей, которые их невероятно ждут. Будем отстраивать Мелитополь, обязательно сделаем концерт ко Дню Победы, будем праздновать.
Дорогие мелитопольцы, не теряйте веру. Будьте человечными, как бы ни было трудно, не забывайте протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается. Очень скоро все будет хорошо, все будет Украина и до встречи в украинском Мелитополе! - обращается Анастасия к жителям своего родного и любимого города.