
В оккупированном Мелитополе рашисты увеличили темпы выдачи российских паспортов населению. Главная цель - легитимизировать захват украинских территорий.
Но большая чать горожан ждет освобождения и опасается ответственности за сотрудничество с врагом. Будет ли таковым считаться получение паспорта страны агрессора, рассказал уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец.
Он отметил, что выдача российского паспорта украинцам на оккупированных территориях должна считаться процедурой, которая состоялась насильственно. Поэтому нельзя называть всех граждан, которые получили паспорта РФ, преступниками.
"Наверное, в отличие от некоторых представителей украинского правительства, я не считаю, что человек, который взял российский паспорт - преступник", - сказал он.
Лубинец отметил, что у людей могут быть разные причины пребывания в оккупации и получения российского паспорта. Он считает, что выдача паспорта РФ должна трактоваться как процедура, которая состоялась насильственно, и которую не признает Украина.
После освобождения оккупированных территорий у украинской власти будут полномочия трактовать действия граждан на оккупированных территориях, основываясь на уголовном и административном кодексе.
"Например, если гражданин Украины получил паспорт и зашел в оккупационные власти работать, подпадает ли он под признаки совершения уголовного преступления? На мой взгляд, подпадает", - сказал Лубинец, добавив, что не может давать оценку, ведь для этого есть правоохранительные органы, как СБУ, Нацполиция и ГБР.
При этом существуют инициативы по возможному ограничению прав людей, которые остались в оккупации. Так, в украинском парламенте создана рабочая группа, которую возглавляет Сергей Минько. Мелитопольский нардеп как никто другой знаком с проблемами жителей захваченных территорий и готов решать их максимально эффективно.
Лубинец отметил, что встречался с нардепом и обсуждал возможные варианты наработки. Омбудсмен отметил, что в любом случае будет участвовать в этом и смотреть, насколько будут защищены права людей.
По его словам, существует множество нюансов.
"Например, у нас есть случай - простой гражданин Украины не принимал ни в чем участие, но оказалось, что он помогал российским военным составлять списки проукраински настроенных волонтеров и местных жителей. Нужно ли дать оценку его действиям? Безусловно", - сказал он.
Также нужно давать оценку действиям руководства школ, которое запускало процессы создания ячеек "юнармии" для массовой записи людей в "волонтеров", которые помогают оккупантам.
"Этим всем должны заниматься наши правоохранительные органы. А всех граждан стричь "под одну гребенку", всех записывать к преступникам - нет, я категорически против этого подхода", - добавил Лубинец.