В этот день отмечается праздник, в который надо много работать.
Суть народного праздника Починки как нельзя более точно передает поговорка – “Готовь сани летом, а телегу зимой”, то есть делай все заранее. Хотя это, собственно, и не праздник вовсе, в привычном понимании слова. Отмечали его не богатым угощением да возлиянием с песнями и плясками, а работой, принимаясь за нее с первыми лучами солнца. “В Починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю”. Сыновья ремонтировали бороны, телеги и весь инвентарь. Внукам доверяли починку лавок, столов, табуретов. У женщин тоже было разделение труда по возрасту. Бабушки просматривали содержимое сундуков — проветривали, чистили, проверяли, не завелась ли моль. Женщины помоложе и девушки штопали белье. Девочки драили посуду от накипи и сажи. Больше всего старания прилагали потенциальные невесты, ибо считалось, что счастье, если увидит, что в доме на Починки девица на выданье не достаточно усердно трудится, может пройти мимо. К обеду все, что уже было приведено в порядок, собиралось во дворе, чтобы всякий знал, что в этом доме живут работящие люди, пишет Сегодня
Обедали в Починки обычно саламатой. Это такая жидкая каша, как кисель из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи с жиром. Украинцы предпочитали ее готовить с толченым чесноком. Название заимствовано было из тюркских языков. Саламата упоминалась в “Указе о трапезе Тихвинского монастыря” XVI века, как блюдо и будничное, и обрядовое, и праздничное. Саламата была походной пищей и у запорожских казаков. Записывая обычаи, Владимир Даль обнаружил, что в некоторых краях созвучным словом — саламаха или солоха величали нерасторопных, вялых женщин. Очень уж они медленные и тягучие, как саламата… А “саламатить” — это говорить пространно, вяло и пусто.
После трапезы “праздничные” хлопоты по обустройству дома не заканчивались. Мужчины приводили в порядок хлева, конюшни, сараи, курятники, голубятни. Женщины доделывали, что не успели до обеда, после чего одежду и белье раскладывали обратно по сундукам и комодам. К вечеру, когда бабушки с внучками еще перебирали набивку в матрацах и подушках, девушки и их матери отправлялись на посиделки. Мероприятие представляло собой соревнование в мастерстве будущих хозяек: шитье, кулинарии, вышивке. После чего начинались танцы. Носили они не совсем развлекательный характер, ведь на посиделках присутствовали матери, у которых были и сыновья. Они-то и присматривались, насколько хорошо сумеет развлечь будущая сноха ее кровинушку. Мнение потенциальных свекровей, в какой дом сыну засылать сватов, тогда имело решающее значение. Завершались посиделки чаепитием с пирогами. Начинкой их был картофель, но один (реже два) пирога выпекали с грибами. Кому доставался грибной, считался везучим на весь год. Таким девушкам уделяли больше внимания и холостяки, они ведь были отмечены удачей и счастьем. Вдруг и женишку перепадет?