
Фотоколлаж "Главной" газеты
В Мелитополе с каждым годом становится все меньше и меньше объектов коммунальной собственности. В этом году при формировании бюджета депутаты с сожалением констатировали, что в городе уже практически не осталось ни одного коммерчески-привлекательного объекта, от продажи которого можно было бы выручить солидные суммы для наполнения городской казны. В основном в арсенале недвижимости громады остались подвальные и полуподвальные помещения, на которые коммерсанты не охотно обращают внимание. Как говориться, все лучшее давно уже продали. Причем в сравнении с рыночными ценами муниципальное, а значит, народное добро продавалось по дешевке, а счастливыми покупателями выгодных объектов недвижимости становились, как правило, приближенные к власти люди.
Давайте разберемся, кто эти щедрые распорядители имущества громады и счастливые покупатели.
За примером далеко ходить не будем. Возьмем сессию городского совета, проходившую год назад - 28 февраля. Тогда депутаты во главе с секретарем горсовета Александром Барыбиным, утверждали очередной список объектов, подлежащих приватизации. Сессии, напомним, тогда проходили рекордно быстро и слаженно. По 30-40 вопросов наши народные избранники могли принять минут за 20-25. Голосовали в основном пакетами. Особенно быстро принимались земельные и коммунальные вопросы. Создавалось такое впечатление, что их слуги народа, даже старались скрыть от посторонних глаз и ушей любопытного электората. А все потому, что имена счастливых покупателей выгодных объектов по дешевке не простые. Приведем пару примеров.
Горсоветовский междусобойчик
В ходе все той же 35-й сессии, проходившей год назад, в разделе «коммунальных вопросов» местные избранники утвердили результаты продажи встроенного нежилого помещения на ул. Шмидта,13 площадью 168,4 кв м. и такого же встроенного нежилого помещения А-9 на ул. Гризодубовой, 42, площадью 105,1 кв. м. Фамилии обладателей «никому не нужных» помещений известные. Так, собственником 168,4 кв. м в доме напротив горрайонного суда стал Юрий Юрьевич Онищук. Не удивимся, если Юрий Юрьевич – ни кто иной, как сын тогда еще заместителя мэра Мелитополя Юрия Петровича Онищука, а ныне просто депутата горсовета. Друг и соратник Юрия Петровича Александр Барыбин тогда активно убеждал депутатов, что объекты, выставленные на продажу, не представляют никакой коммерческой ценности, а городская казна за счет их реализации и впрямь существенно пополнится. Дабы проверить так ли это на самом деле, журналисты «Главной газеты Мелитополя» решили прибегнуть к помощи независимого эксперта, работающего многие годы на рынке недвижимости. И вот, что они узнали.
Итак, по результатам конкурса от продажи этой недвижимости в городской бюджет поступило всего 209 тыс. 144 грн. в пересчете на американскую валюту это примерно 24,5 тыс. долларов. И это при том, что, исходя из расчетов нашего эксперта-консультанта, красная цена этого объекта, который расположен, кстати, в весьма привлекательном с коммерческой точки зрения районе, по самым меньшим меркам составляет 500-600 долларов за квадратный метр. Если бы упомянутые помещения Юрий Онищук купил бы по реальной стоимости, местная казна могла бы получить от 84 до 100 тыс. у.е.. Но, результаты конкурса, проводимого тогда управлением коммунальной собственностью, уже не изменить. Кстати, по данным эксперта, сдача в аренду упомянутого помещения могла бы приносить казне города от 55 тыс. 400 грн. до 70 тыс. 560 грн. в год и при этом недвижимость бы оставалась в собственности громады.
Покупателем второго объекта на ул. Гризодубовой стал Сергей Александрович Вальтер. Не удивимся, если этот человек окажется племянником первого лица города, оказавшегося на скамье подсудимых. От продажи 105 квадратов Сергею Вальтеру бюджет пополнился на 140 тыс. 680 грн. - это порядка 16,5 тыс. долларов. Наш эксперт-консультант, судя по привлекательности места расположения недвижимости, оценил стоимость квадратного метра упомянутых площадей в 600 - 700 долларов за квадратный метр. Перемножив 105 квадратов на эту цену эксперта, получаем от 63 до 73,5 тыс. долларов. Разница, как говорится, на лицо. И сколько средств городская казна недополучила в итоге подсчитать не сложно. Если бы депутаты не включили данный объект в перечень тех, что подлежат приватизации, ежегодно он мог бы приносить городской казне доход от аренды в размере - от 37800 до 50400 тыс. грн. (Из расчета, сделанного нашим экспертом, стоимости аренды одного квадратного метра упомянутой недвижимости составляет от 30 до 40 грн.).
«Засекреченный» конкурс
Кстати, круг персон, которые информированы об объектах коммунальной собственности, выставляемых на продажу, а также дате и условиях проведения конкурса весьма узок. Объявления о продаже имущества громады при Сергее Вальтере чиновники отчего-то начали печатать в новоиспеченной газете городского совета, издаваемой, кстати, не известно за чей счет. На вопрос, кто «заказывает музыку» иными словами оплачивает печать, чиновники стыдливо опускали глаза и всегда уходили от ответа. Объявления в этой газете печатались мелким шрифтом, так, видимо, чтобы охотников вчитаться в их суть было как можно меньше. Те же, кто работают в сфере недвижимости, и регулярно следят за выходом подобных объявлений, не официально говорят, что участвовать в муниципальных конкурсах людям с улицы было просто бесполезно.
Сегодня Александр Барыбин и Юрий Онищук рядовые депутаты и уже не вспоминают об этих «сделках» с продажей недвижимости громады.