Какая твоя история? - спрашивают историки из Запорожского научного общества имени Якова Новицкого и предлагают жителям Запорожья, Мелитополя и Бердянска поделиться собственными семейными фото и кинохрониками и семейными историями. Их разместят на страницах проекта «Какая твоя история?» в соцсетях и покажут во время специальных выставок. Также во время онлайн-лекций ученые рассказывают всем желающим, какие тайны могут скрывать такие семейные фотографии. Почему историки взялись разыскивать старые частные фотографии и зачем они им, Радио Свобода расспросило у координатора проекта «Какая твоя история?» в Запорожье, историка Сергея Биливненко.
- Кто может стать участником проекта?
- Участником проекта «Какая твоя история?» может стать любой житель как Украины, так и любой другой страны, поскольку проект касается, с одной стороны, истории только трех городов: Бердянска, Мелитополя и Запорожья, а с другой стороны, мы понимаем, что жители этих городов имеют множество родственников, много людей, которые здесь раньше жили, и они покинули эти города.
Сохранились фотографии также в сельских коллекциях. Когда мы проводим экспедиции, (находим - ред.) Много фотографий, с экскурсий по тому же самому Запорожю и Мелитополю. Видимо у каждого найдется фотография с «Азовским бычком»: люди ездили отдыхать в Бердянск, и вот у них сохранились эти фотографии именно городского пространства Бердянска. Любой человек, у которого есть определенное изображение, у которого есть воспоминания об определенных городах подкрепленые фотографиями, может стать участником или участницей проекта.
Проект был изначально направлен на общины города, но карантин и COVID-19 внесли свои коррективы. И это больше перешло в онлайн-пространство, поэтому материалы сейчас собираются прежде всего через Интернет. То есть нам предоставляют не оригиналы фотографий или видео, а присылают копии. Эти копии не менее ценными. Они так же документироваться в Институте украинской археографии и источниковедения имени Грушевского НАН Украины. Будут созданы специальные фонды, и это позволит дальше расширять сотрудничество с общинами и активистами, которым интересна история своего города.
- Как это поможет сохранить историческую память жителей региона?
- Это активизирует историческую память. Часто в человеческой среде бытует мнение, что от прошлого надо избавляться: прошли какое-то циклы-этапы жизни, остались какие-то фотографии, и мы даже не знаем кто эти люди, которые на них изображены. Выбросили фотографии, сожгли и движемся дальше. Для историка это преступный подход. Реконструкция событий, любовь к своему городу, к своей общине, будьто Бердянск, Запорожье, Мелитополь или Васильевка, Гуляйполе или Мариуполь базируется на понимании того, что мы не первые и последние на этой территории. Все это уже кем-то построено. Эти люди творили, жили здесь. Создавали некий образ города визуальный. Хороший или плохой, это уже вопрос аналитический. Но это часть исторической памяти, и мы должны это ценить, относиться должным образом.
Не менее ценна история какого-то конкретного человека, привязаная к определенной локации. Фотография может разрастись в целую историю, показать какой-то жизненный этап не только семьи, но и всей страны. Последние фотографии, которые нам принесли, уже размещенные на странице проекта «Какая твоя история?» в социальных сетях «Фейсбук» и «Инстаграм» - это фотографии семьи Швидких, Ии Швидкой, где изображено то что до этого момента не было нам известно. Это детский сад для сотрудников конторы ДнепроГЭСа. Вероятно, там были дети не только сотрудников конторы, но и обычных рабочих.
Вот понятно, что это фото постановочное (демонстрирует фото, переданное историкам для сканирования - ред.). Детей собрали. Красивая одежда. Это принесли нам. Этот город Запорожье, Тургеневская, 30. Фото групповое. Подпись «Коган» - это фотограф. Года у нас нет. Должны установить кто на этих фото. Планируем разместить на нашей странице в фейсбуке и попросить людей помочь. Возможно у кого-то дома такая фотография, потому что сама по себе фотография нам ничего не дает. Какие-то дети, студийное фото. Одежду можно с точки зрения повседневности проанализировать: вот мальчик в чулках сидит. Судя по всему, не из бедных семей советского периода.
Возможно найдутся жители Запорожья или других городов, которые могут рассказать историю из этого фото, кто здесь изображен. Возможно есть живые люди, которые здесь изображены. Судя по фотографии это 1930-е годы и трудно сказать, остался кто-то, но если это произойдет, то разместим историю этого человека на стенде. Можем локализовать - есть адрес. Рядом с этим домом, где была сделана эта фотография, установим на стенде и напишем историю людей, которые здесь изображены и как сложилась их судьба, конечно если найдем. Это была еврейская часть города Запорожье ли пережили они Вторую мировую войну?
Как раз задача - активизировать общество, установить связь между поколениями, чтобы спрашивали дети у своих родителей «А кто здесь изображен? А расскажите нам как проходило ваше детство? Почему у вас такая одежда? ».
- Уже получаете первые истории и фотографии. Какие из них наиболее интересные для себя отметили? Что это за истории?
- Очень плодотворная работа в Бердянске. Там целая община сразу вышла на контакт с бердянскими координаторами. Это Виктория Константинова и Игорь Лиман, доктора наук, профессора, известные исследователи самого Бердянска. На контакт с ними вышли представители греческой общины и предоставили им фотографии как личные, семейные, так и фотографии, касающиеся истории самой общины.
В Бердянске также есть мощная коллекция Бердянского института. Сейчас это педагогический университет, где сохранилось большое количество альбомов выпускников. Это активизирует процесс, когда размещаем такие фото - начинаются комментарии, и это побуждает людей присылать свои фотографии.
Достаточно интересная жизненная история, каким образом ее бабушка попала на ДнепроГЭС. На первый взгляд кажется, что там банальная семейная ссора привела к тому, что она оставила мужа и ушла работать бетонщицей, но не все так просто. Потому что это не банальная семейная ссора была, а она боялась за свою жизнь, жизнь своей дочери, поскольку ее муж был одним из двадцатипятитысячников, то есть из тех, кто занимался коллективизацией. Согласно когда их отправили в один из районов области, то женщина поняла, что это прямая угроза для жизни. Это показывает наличие сопротивления той самой коллективизации. Она решила расстаться, вывести из-под опасности ребенка и попасть сюда на ДнепроГЭС и голыми ногами месить бетон ...
В Мелитополе были найдены координатором Аллой Крыловой, кандидатом исторических наук, фотографии начала ХХ века. Это фото протоиерея Василия Яровского - целый семейный архив, касающийся истории семьи и истории города. Многие фотографий не студийных - показывают различные обрядовые моменты, различные виды Мелитополя. Понимаем, что таких фотографий в Интернете и так много, но здесь главная ценность, к каждой из них есть история.
- Возможно какие-то из собранных историй опровергают исторические мифы о регионе?
- По состоянию на сейчас мы не перешли к развенчанию каких-то мифов, пока копим материалы, поэтому сказать, что что-то повлияло на наше видение истории нашего города, то пока такого не произошло. Здесь более важен социальный аспект, когда люди обмениваются информацией, о которой они молчали.Например, та же Ия Викторовна говорит, что бабушка о строительстве ДнепроГЭСа не рассказывала, не любила такие вещи: у нее просто была какая-то выхваченная фраза как там выжили при немцах, чем занимались или каким образом выживали в тех или иных условиях, а какой-то слаженной истории не было. Но это провоцирует дальнейший обмен информацией. Нам, чужим людям, показали фотографии, часть рассказали, а часть - нет. Но в самой семье это инициирует дискуссии уверены, какие-то определенные воспоминания, поиск других фотографий, активизирует интерес молодого поколения, подростков, живущих в сети Интернет.
Почти в каждой семье есть фотографии советских демонстраций на 7 ноября, на 1, 9 мая, и можно прямо проследить как менялась одежда тех людей, как менялись те же ветераны, когда началось празднование 9 мая после 20 лет после окончания Второй мировой войны, и как они выглядели.Опять же интересны те фотографии, которые доносят некоторые аспекты быта не только 100 или 50, а даже 30 лет назад. Та же антиалкогольная кампания в 1980-х годах: есть постановочные фото, где «проводы» в армию, говоря простым языком, и там с молоком, кефиром соответственно на фото, но есть и реальные фотографии, неофициальные, где куча алкоголя ... То есть такие аспекты позволяют увидеть историю не однобоко, потому что очень часто люди воспринимают прошлое в каких-то черно-белых тонах, как в советское время, что до революции все было плохо, а пришли большевики и все стало замечательно, или современное восприятие Советского Союза, все было под постоянным наблюдением, контролем, или другое просоветское восприятие, все строили, но есть и те недострои на фотографиях, которые тянулись по 20 лет, подъезды в плохом состоянии на семейных фото. Это фотолетопись нашего прошлого, которое показывает отражение действительности.
- Что ожидаете от активизации общин вследствие проекту?
- Самый главный результат - это накопление вот этих всех фотографий и вследствие этого повышение и туристической способности региона. Большое количество таких историй позволит экскурсоводам делать экскурсии не тривиальными: построили вот это, вот это, вот это, а идти в рассказах от человека. Есть так называемый «портфель» экскурсовода, где есть разные фотографии, и найденые фото также там можно будет использовать. Например, найти вот этот дом в Бердянске и рассказать, что были вот такие здесь жители, вот здесь, например, Борис Боровский, а вот здесь сотрудники кожаного цеха. Можно найти в архивах информацию об этом кожаном цехе, и это позволит опять же увидеть город не с официальной стороны. И как следствие, улучшится отношение самих горожан к своему городу, будет понимание, что здесь росли поколения.
Основная задача - вызвать, так скажем, положительные эмоции и показать, что история нашего региона, Северного Приазовья - это не какая-то выдуманная Новороссия, а это история живых, конкретных людей, которые вот здесь росли, любили, одевались, творили, строили эти города.