
С начала полномасштабного вторжения россия начала масштабный вывоз на свою территорию украденного зерна с оккупированных территорий Запорожской области. Из Мелитопольского района в сторону Крыма изо дня в день тянулись колонны машин, груженых зерном.
На оккупированной части Запорожской и Херсонской областей появились проверенные чиновничьи кадры с «великой и необъятной», усовершенствовавшие схему «зернового экспресса».
Россияне создали на оккупированной части Запорожской области специальную компанию, которую назвали «Государственный зерновой оператор». Какому государству оно принадлежит, непонятно. Ее задача – скупать у местных аграриев зерно, легализовать украденное у захваченных агропредприятий, хранить его и выводить на российский рынок.
Как сообщает «Центр журналистских расследований», политика оккупантов сейчас заточена только на то, чтобы заставлять людей сбывать зерно. За пшеницу, в зависимости от класса, обещают от 9 до 12 тысяч рублей за тонну. Это значительно меньше закупочных цен украинских зернотрейдеров. Кто и как организует выкачивание украинского зерна с оккупированных территорий?
Светлана Шевченко, и. о. оккупационного «министра АПК» в Запорожской области
Светлана Шевченко, так называемый министр АПК и продовольственной политики Запорожской области в ФСБшном оккупационном правительстве. До начала полномасштабного вторжения России в Украину она еще жила в четырех тысячах километрах от Мелитополя, на переулке Гастелло, в городе Бийск Алтайского края.
У себя на родине работала исполнительным директором в агрокомпании «Приозерное». А сейчас приехала в Запорожскую область помогать воровать украинское зерно и принуждать население к сотрудничеству.
«Приезжаете на «ГУП ГЗО», там есть юрист, и там же вы заключаете договоры на продажу своей продукции», - говорит Шевченко в одном из пропагандистских сюжетов.
«Сегодня, наверное, уже 60% сельхозтоваропроизводителей, все-таки активизировались и идут с нами на контакт охотнее».
Россиянка также говорит, что ее ведомство выделяет фермерам комбайны, чтобы они могли убирать урожай. Сообщалось, что из России для этого была пригнана уборочная техника в помощь «освобожденным» территориям. И это очень забавная история, ведь речь идет о Запорожской области. Именно оттуда из дилерского центра компании John Deere в Мелитополе, в апреле российские военные, точнее, кадыровцы, украли два комбайна, трактор и сеялку стоимостью, по меньшей мере, на 1,5 миллиона евро.
Угнаная техника дилера «Агротек-Инвест» на территории Чечни. Фото: «Агротек-Инвест»
Благодаря установленным GPS, владельцы разграбленной компании Агротек-Инвест отследили свои Джон Диры в Чечне, в поселке Закан-Юрт неподалеку от Грозного.
Кому же досталась угнанная техника? Как выяснил Центр журналистских расследований, комбайны и тракторы пригнали на территорию госхоза «Закан-Юрт», специализация которого — выращивание зерновых.
Поселок Закан-Юрт Ачхой-Мартановского района известен как родовое гнездо главы правительства Чечни Муслима Хучиева и его брата Тамерлана Хучиева, возглавляющего администрацию района. Последний известен также тем, что 11 лет являлся исполнительным директором фонда имени Ахмата Кадырова.
Всего же, по данным CNN, весной в Мелитопольском районе было похищено 27 единиц сельхозтехники на сумму в 5 млн долларов.
Итак, сначала оккупанты грабят сельхозтехнику, оставляя фермеров в тупике накануне уборки урожая, а потом великодушно помогают решить проблему, окончательно заводя аграриев в зависимость от себя. И уже никуда не денешься — надо сдавать собранное комбайнами оккупантов зерно той мутной зерновой компании, которая нигде не зарегистрирована, но называется государственной.
Таким образом, зерно добровольно-принудительно скупают у фермеров, попутно заставляя их регистрироваться в российской налоговой, и предлагают свозить его на элеваторы. Конечно, у этой шарашкиной зерновой конторы оккупантов нет ни одного своего хранилища на оккупированной Запорожье. Но в перечне объектов, куда фермерам приказывают свозить зерно, числятся 13 элеваторов.
Большинство из них увлечены, но часть владельцев сотрудничает с оккупантами, хотя и не афиширует свои коллаборационные действия.
После того, как зерно попало на элеватор, задача зернового оператора оккупантов — сбыть краденый товар под видом российского.
Алексей Сергеевич Джуркин родом из Ярославля, жил в Питере, где работал финансовым директором компании «Торгсин».
Интересный факт: в 30-е годы такое же название имело советское предприятие, которое во время голодомора меняло у людей продукты питания на драгоценности, получая за бесценок сотни тонн золота. Но этих питерских такая позорная отсылка, похоже, не пугала.
Алексей Джуркин, сотрудник оккупационного ГУП «ГЗО». Фото: пропагандистский источник
В 2020 году Алексей Джуркин приехал в Севастополь, где попытался стать депутатом «Заксобрания» от партии «ЛДПР» Жириновского. Также пытался пройти в депутаты в Гагаринском районе, но не получилось ни там, ни там.
Сейчас Джуркин, как и многие другие российские неудачники из Крыма и Севастополя, оказался на новых оккупированных территориях. Какую должность в «зерновом операторе» занимает, пропагандисты не уточняют. Но известно, кто управляет этой оккупационной компанией.
Никита Бусел, генеральный директор оккупационного «ГУП «ГЗО»
Это – Никита Петрович Бусел, директор так называемого «государственного зернового оператора». Тоже россиянин, и тоже приехал из Питера. В Санкт-Петербурге у Бусела есть гостиница, еще одна в Подмосковье и сеть кондитерских. Также он является основателем компании «Импульс», ранее называвшейся «Мегаполис» и получавшей многомиллиардные подряды на строительство дорог. Все вышеперечисленные лица — граждане страны-агрессора, совершающие на оккупированной территории Украины военное преступление — участвуют в незаконном присвоении имущества и организуют вывоз зерна из южных регионов Украины морским, железнодорожным и автомобильным путям.
Но не обошлось в этой мутной зерновой компании и без коллаборантов. Денис Семиряк, севастополец, гражданин Украины. Судя по должности, он занимается закупкой и реализацией украинского урожая.
Денис Семиряк, руководитель управления по коммерческим вопросам оккупационного ГУП «ГЗО». Фото: ВКонтакте
«В этом году в Запорожской области собрано 1,5 млн тонн зерновых. Это больше 500 тысяч га убрано. На остальных территориях у нас были поджоги, обстрелы. Они сгорели просто», — говорит Семиряк.
И напоследок: в вывозе зерна по железнодорожному пути задействована компания-оператор «Технотранс».
Зерновоз компании-оператора «Технотранс» Фото: пропагандистский источник
Компанией владеют россияне Виктор Чуйкин и Диана Максимова. Миллиардер Чуйкин был одним из первых в России бизнесменов, занимавшихся перевозкой зерна по железной дороге еще в начале 2000 годов. Сейчас Технотранс строит большой зерновой терминал в Высоцком порту на побережье Балтийского моря. Согласно проекту, он сможет переваливать 4 миллиона тонн зерна в год, из них 3,5 миллиона - на экспорт.
Поэтому самое время западным странам и Украине ввести санкции в отношении этой компаний и ее владельцев. Как и к функционерам «государственного зернового оператора», обеспечивающему режим продразверстки в Запорожской области.