
Известный волонтер из Белгородской области, благодаря которому многие жители Мелитополя и других захваченных рашистами территорий оказались на свободной земле, в россии "шьют" еще одно дело.
С начала полномасштабной войны 61-летний Александр Демиденко помогал украинским беженцам перейти пропускной пункт "Колотиловка-Покровка", который сейчас называют новой "дорогой жизни". Далее мужчина отвозил их в Москву и передавал другим волонтерам. Некоторым он даже предоставлял приют в собственном доме.
17 октября, когда Александр привез к погранпункту пожилую женщину с онкологией, кадыровцы схватили его и увезли в неизвестном направлении.
По словам сына Демиденко Олега, поводом к преследованию его отца послужила борьба с коррупцией на КПП "Колотиловка". Буквально за несколько дней до задержания волонтера, 11 октября один из Телеграм-каналов опубликовал расследование Александра на эту тему.
– Отец старался привлечь к проблеме как можно больше внимания: обращался в СМИ, писал в местных пабликах и чатах. Внимание журналистов и публичная критика не понравились местным пограничникам, его вызвали на допрос в ФСБ, — говорит Олег.
20 октября российские силовики привезли мужчину домой и провели там обыск. Тогда же его супруга Наталья Вишневская заметила на теле мужа многочисленные следы пыток. Она поделилась этими фотографиями, которые были сделаны адвокатом Александра после его похищения. По словам Олега, при поступлении волонтера в СИЗО эти следы россияне записали как "бытовые травмы".
Во время обыска силовики якобы нашли в квартире Александра Демиденко гранату и взрыватели.
– Муж нередко выкапывал на нашем участке находки времен второй мировой войны. Сделал дома небольшой музей. Полицейские могли что-то из этого изъять, что посчитали якобы опасным, — пояснила Наталья каналу "Можем объяснить".
После обыска волонтера снова увезли в неизвестном направлении. Позже супруга нашла его в шебекенском спецприемнике. Оказалось, что 21 октября ему назначили десять суток административного ареста за "распитие алкогольных напитков в общественном месте".
Демиденко вышел из спецприемника 31 октября. В этот же день к нему домой ворвались сотрудники ФСБ и, не застав мужчину дома, начали угрожать его жене.
– Говорили, что если отец не вернется домой, они арестуют мать. Когда отец вернулся, его снова задержали и снова отправили в спецприемник за "распитие алкогольных напитков", – рассказывает сын Александра.
И пока Александр отбывал свой второй административный арест, на него возбудили уголовное дело о незаконном обороте оружия (ч. 1 ст. 222.1 УК РФ) и назначали 1 месяц и 19 дней в белгородском СИЗО-3. По словам Олега Демиденко, суд по избранию меры пресечения проходил без защитника и родных волонтера, о заседании никому не сообщили. Интересы мужчины представляла адвокат по назначению. Сейчас семья ищет другого адвоката.
16 ноября Олег получил от отца письмо. Александр рассказал, что на него завели второе уголовное дело – о госизмене (ст. 275 УК РФ). По версии следствия, он передавал украинским беженцам некие секретные сведения. Материалов дела семья еще не видела. А также волонтер сообщил о том, что признал свою вину по делу о незаконном обороте оружия. Олег уверен, что отец сделал это под давлением, чтобы защитить близких от преследования.
– Он решил пожертвовать собой ради всех остальных. Его любимый фильм "Тот самый Мюнхгаузен" и цитаты оттуда про подвиги, – отметил Олег.
Адвокат по уголовным делам из Белгородской области, пожелавший сохранить анонимность, отмечает, что для этого региона рф это очень стандартная история. У силовиков есть цель, чтобы обвиняемый отказался от своего защитника и согласился на адвоката по назначению, от государства. Прорваться в этом случае к человеку очень сложно. Даже если он официально признает, что действовал под пытками, силовики продолжат пытать человека и все равно заставят его отказаться от помощи и своих прав.