
Город над Южным Бугом привлекает туристов со всех концов не только церквями и видами полноводной реки. Здесь было бетонное логово фашистского фюрера, откуда он стремился управлять оккупацией всей Азии.
«Галичане считают нас востоком, – жалуется винничанка Алиса, пока поднимаемся по лестнице самого высокого в ее городе здания. – Зато киевляне, увидев костелы, говорят, что это уже он и начинается – настоящий Запад». Пробираемся на плоскую крышу девятиэтажной винницкой мэрии. Не найти лучшей смотровой площадки, чтобы сфотографировать вечернюю панораму. Сопровождает нас электрик Николай Онуфриевич, в его распоряжении сейчас «ключи от города».
Человек на крыше может почувствовать себя властелином мира. Справа раскинулся извилистый Южный Буг, украшенный домиками и деревьями. Слева – залитый первыми вечерними огнями центр. По улице Соборной едут трамваи, в разные стороны разбегаются улочки, из-за новостроек просматривают верхушки костела и бывшего Иезуитского монастыря. А напротив, если перейти площадь Независимости, – столетний голубой отель «Савой» (сейчас «Украина»), до сих пор самое шикарное сооружение в городе, которое еще в начале прошлого века оборудовали лифтом и электричеством. Останавливаться здесь сегодня недешево. Хотя город полон мини-отельчиков на всякий вкус и цену.
С крыши мэрии видно и башню, которая имеет все права считаться настоящим символом Винницы. Вполне похожа на оборонную, хотя создавалась для защиты города не от врагов, а от пожаров.
Показывая различные районы города, Николай Онуфриевич называет их «по-народному»: Корея, Славянка, Индия. Парижем здесь называют Театральную площадь, Шанхаем – одноэтажную застройку возле набережной, а Варшавой, кроме района, называется еще и сеть местных супермаркетов. Ну, и известная Ерусалимка – квартал, где селились евреи. Посещая ячейки еврейского туризма, среди которых подольские Брацлав и Меджибож, иудеи со всего мира заезжают и в Винницу.
Трамваи секонд хенд
Пока ехали от вокзала троллейбусом и вслушивались в особенности подольского говора (один пассажир очень громко говорил по мобилке), заметили за окнами голубые трамваи с большими надписями: «От города Цюрих – городу Винница». Как оказалось, здесь, так же, как и во Львове, Житомире, Евпатории и соседнем с ней городке Молочном, проложена трамвайная узкоколейка. В Виннице длительное время пользовались чешскими трамваями, а недавно в здешних депо поселились «швейцарцы». Они уже отслужили десять лет в Цюрихе, и тот любезно подарил 50 списанных вагонов восточным друзьям – и теперь, после капремонта, они служат жителям Винницы.
В этих трамваях двери открываются после нажатия на кнопку, так что жителям города потребовалось определенное время, чтобы привыкнуть к такой западноевропейской традиции. К тому же, в швейцарских вагонах есть руль. Винницкие водители до сих пор не понимают, зачем. Когда-то трамвай из Цюриха из-за неисправности остановился посреди города – чтобы его починить, швейцарцы хотели срочно выслать своего механика в Винницу самолетом. Но украинцы справились сами, попутно выяснив интересное обстоятельство – швейцарские трамваи, в отличие от чешских, могут только тянуть вагоны, однако не способны их толкать. Теперь на узких путях города чешские и швейцарские вагоны ходят парами – вторым всегда едет чешский, чтобы при необходимости толкать своего железного собрата в депо.
Жители города не брезгуют подарком богатых европейцев, даже шутят, что списанный швейцарский трамвай – это то же, что новый украинский самолет. Самокритичное преувеличение, конечно, но они действительно удобные, даже несмотря на свой почтенный как для техники возраст.
Бетон «Вервольфа»
Вслед за своими трамваями облюбовали Винницу и швейцарские туристы. Толпы иностранцев стремятся воочию увидеть остатки восточной ставки Гитлера, построенной близ поселка Стрижавка под Винницей. Фашистский фюрер побывал там трижды.
В лес ведет гранитная дорога, едва поросшая мхом. И вот – стоят дыбом огромные каменные глыбы, вырванные из земли взрывом. Из них торчат искореженные железные прутья, которые, однако, полвека находясь просто под небом, не заржавели, чем умножили количество догадок и легенд. Читаются современного происхождения характерные для подобных памятников надписи, иногда – нецензурного содержания. По официальной исторической версии, ставку взорвали сами гитлеровцы перед уходом из Винницы.
«Вервольф» был уменьшенной копией гитлеровской ставки «Вольфсшанце» в Восточной Пруссии. В целом же ставок, у фюрера было семь. В лесу под Винницей построили 81 сооружение – казармы, бани, склады, телефонная станция, канцелярия, бюро пропусков, гестапо, рабочий штаб Гитлера… Еще три железобетонных бункера площадью более 80 м находились под землей. Рассказывают, что к ставке проложили железнодорожный путь, а вблизи сделали взлетную полосу для самолетов.
Немного побродив с гидом Русланом среди несколько однообразных глыб и сосен, отыскиваем «Бассейн для Евы Браун», как называют его местные, – болотце с дождевой водой и камышом, который растет прямо из бетона. Летом, когда высыхает вода, на дне можно увидеть отпечаток немецкого сапога – вот и все, собственно, никакого намека на Еву. Название бассейна основывается на том факте, что Гитлер ненавидел свое тело, считая его уродливым, а потому никогда не раздевался. Поэтому и бассейн ему был ни к чему. Народ придумал миф, по которому Ева Браун якобы должна была здесь купаться, а Гитлер – на нее смотреть.
«Даже когда это было еще запрещено, мы возили сюда туристов подпольно, – рассказывает Руслан. – Некоторое время организовывали со студентами театрализованные постановки для международных делегаций. Если гостей соответственно настроить, пересказав им с дюжину басен, а потом все хорошенько инсценировать, с солдатами в амуниции, которые выходят из леса и проводят экскурсии, тогда «Вервольф» воспринимается на ура». Если же просто приехать в Стрижавский лес и посмотреть на этот серый «стоунхендж», не увидишь ничего особенного – только легенды и история делают заслуживающим внимания логово нацистского фюрера.
Светлый лик Пирогова
К слову, в городе проводили конкурс легенд, большая часть которых касалась именно «Вервольфа»: здесь и восемь подземных этажей бункера, и сотни метров тайных переходов, погребенных под толстым слоем почвы…
А поближе к «Вервольфу» с заборов начинается частная застройка жителей Стрижавки. Живя рядом со ставкой Гитлера, потомки победителей Второй мировой охотно гуляют в лесу, без всяких предрассудков выезжают сюда на шашлыки и пасут коров… Винничане тоже любят выезжать к ставке Гитлера на пикники, недавно здесь появились деревянные скамейки для отдыха. Наведываются сюда и скинхеды, особенно в день рождения Гитлера. Уже имело место и столкновение с милицией, которая однажды разогнала их «праздник».
Удивительно, но в упомянутом выше городском конкурсе нет ни одной легенды о Николае Пирогова. В селе Вишня под Винницей расположен музей-усадьба основателя военно-полевой хирургии, где врач прожил последние 20 лет своей жизни. А в самой Виннице уже 128 -й год сохраняется его тело, забальзамированное по новейшей тогда технологии, которую впоследствии не сумели толком повторить бальзаматоры тела Ленина.
Жители считают, что негативный имидж Гитлера уравновешивает именно светлый образ Пирогова. Однако очереди к его мумии нет. «Я хоть и часто вожу сюда туристов, – говорит Руслан, – но внутрь стараюсь не заходить – жду у склепа, в котором лежит тело ученого».
Наполнена легендами и подземная часть самой Винницы, пронизанная многочисленными ходами и тоннелями. Старожилы помнят, как в центре города целые грузовики уходили под землю, а потом строители по несколько месяцев засыпали котлованы.
В двухэтажном подземелье костела Божьей Матери Ангельской уже расчищено несколько комнат – монахи проводят там занятия воскресной школы. Осталась под городом и так называемая ставка Ворошилова – подземные укрепления вблизи Военного санатория. Сейчас в заброшенных советских катакомбах разместилась церквушка.
Другие остатки советской военной мощи, что остались после холодной войны, иногда удается превратить в туристическую достопримечательность. Пусковые установки знитно- ракетных систем и комплексов сейчас можно увидеть в Военно-историческом музее, который находится на территории штаба Воздушных сил Украины. Он уже успел завоевать популярность среди иностранцев – всем хочется посмотреть на технику, которая когда-то наводила страх на капиталистическую часть мира.
Весь этот джаз и хрен
Сентябрьский джаз-фестиваль и «Шешоры Подольские», которые якобы должны были стать фестивалями странствующими, однако в Виннице задержались уже на два года, делают край привлекательным для ценителей музыки. А после того, как режиссером Дня города стал Ярослав Федоришин из Львовского театра «Воскресение», Винница неожиданно для себя превратилась в столицу уличных театров, съехавшихся на карнавал со всего мира. На нынешний День Европы Винницу второй раз заполонят «живые скульптуры» – загримированные актеры, способные день простоять неподвижно, а потом напугать неожиданным жестом.
Что надо везти из Винницы в качестве сувенира? Хрен. На туристической ярмарке в Киеве именно он был представлен как бренд города. Кроме характерных «майонезных» баночек с хреном здесь выпускают и совсем маленькие – подарочные. Приобретя этот сувенир, мчимся к вокзалу на проспекте Коцюбинского. Одна из главных магистралей города еще несколько лет назад была рынком. Трудно поверить, но в депрессивные времена дорогу поглотила стихийная торговля, покрыла лотками и палатками до самого вокзала. Однако постепенно Винница приходит в себя и превращается в уютный европейский городок со швейцарскими трамваям, Wi-Fi в центре и прекрасными лесами в окрестностях.
Стоит посмотреть
-
Литературно – мемориальный музей Михаила Коцюбинского – дом, в котором 17 сентября 1864 родился классик, сохранился до наших дней. Музей в нем существует с 1927 года. Здесь можно узнать не только о фактах из жизни известного украинского писателя, но и увидеть типичное жилье украинца конца ХIХ – начала ХХ века.
-
Мавзолей Пирогова – забальзамированное тело основателя военно-полевой хирургии Николая Пирогова находится в склепе под церковью Николая Чудотворца.
-
Преображенский кафедральный собор – первая в Виннице соборная церковь, которая находится в помещении «отмененного» в XIX века Доминиканского монастыря.
-
«Вервольф» – остатки восточной ставки Гитлера, которая находилась в лесу возле поселка Стрижавка. В городе до сих пор снуют легенды о восьми подземных этажах бункера, сотнях метров тайных переходов и радиационном излучении, которое якобы исходит от руин.