Как оккупанты меняют этнический состав на Мелитопольщине
Мелитополь – настолько интеркультурный город, что даже в 2008 году участвовал в проекте Совета Европы, где его признали образцовым интернациональным городом.
До полномасштабного вторжения рф этот край отличался своей полиэтничностью. Здесь проживали ориентировочно 100 национальностей:
- украинцы,
- крымские татары,
- болгары,
- караимы,
- евреи,
- ромы,
- поляки,
- немцы,
- греки и другие нородности.
Эвакуация за границу
Выдав захват украинских территорий за «благо» и «освобождение», россияне поставили украинских граждан на временно оккупированных территориях перед выбором: или получай российский паспорт, или ты никто на своей земле - без медицинской помощи, без денег, без права собственности в своем доме. Отказавшись жить под таким «благом», часть мелитопольцев уехала еще в начале 2022 года. Многие поселились в Запорожье и продолжают свои национальные традиции, показывая всему миру творческое мастерство и верность Украине. Некоторые пошли на свои исторические земли. Так поступили руководители Общественной организации «Мелитопольское общество болгарской культуры "БАЛКАНЫ"» Митева Арина Николаевна и Пачев Сергей Иванович. Они оставили оккупированную территорию, и сейчас находятся в Болгарии.
Плен и депортация
Еще часть, оставшись дома, сопротивлялись или отказывались сотрудничать с оккупантом, за что были арестованы или, в лучшем случае, депортированы. Соответствующим «фильтрационным» мероприятиям почти первыми подверглись крымские татары.
До оккупации в Мелитополе жили около 100 крымскотатарских семей. Первые представители этого народа появились в городе в середине 50-х годов ХХ века. Для них тогда был снят режим спецпоселений в Средней Азии и Казахстане, но запрещалось возвращаться в Крым. Вот крымскотатарский народ и селился в Мелитополе, поближе к исторической родине. Кто знал, что спустя десятилетия, их снова начнут лишать своих домов.
Незаконные действия оккупационной власти испытала на себе Лейла Ибрагимова - представительница крымскотатарского народа, директор Мелитопольского городского краеведческого музея, депутат Запорожского областного совета. После ее выступления на платформе 21-го Постоянного Форума ООН по коренным народам весь мир узнал, как российские военные обращаются с гражданским населением в Мелитополе:
«10 марта меня похитили из моего дома… посадили в машину, надели на голову черный мешок, очень быстро везли в неизвестном направлении. Я оказалась в какой-то камере, где начался допрос, проводимый физическими лицами в балаклавах…». Из города Лейла Ибрагимова эвакуировалась 25 марта – первым гуманитарным коридором, и сегодня активно занимается общественной деятельностью.
В то же время некоторые мелитопольцы подверглись репрессивным депортациям. Среди таковых известный в Украине католик католик Петр Креницки, который в 2015 году основал Благотворительный Фонд “Каритас Мелитополь” и парафию Успения Святой Анны.
Мне на голову надели мешок и посадили в машину, - вспоминает священник. - Было трудно дышать. Я сказал: "или помогите умереть, или снимите мешок". После этих слов ФСБшник разрешил снять мешок. Далее по процедуре сотрудники ФСБ в своей машине отвезли меня на КПП в Васильевку. По дороге они даже заявили, что российская федерация за свой счет доставляет меня до границы с Украиной".
Еще известно о представителях греческих обществ, которые не пошли на сотрудничество с россиянами и пока никаких свидетельств о том, что оккупанты против них предпринимали какие-либо меры, не поступало.
Предательство
При этом нашлись и купившиеся на российскую пропаганду. Путем манипуляций сознанием населения некоторых склонили к вере в то, что «власть в руках местного населения», а на самом деле сделали из них управляемых марионеток. Посредством сбора данных из открытых источников и живых свидетельств был составлен ориентировочный список помощников оккупационной администрации.
Процесс сбора фактов о жизни и деятельности представителей национальных меньшинств на временно оккупированных территориях - непростой. Представленный ниже список не является полным, поскольку отсутствуют прямые каналы коммуникации с оккупированными территориями. Процесс фиксации предателей, которые помогают избавиться от коренного населения, требует дальнейшего изучения.
Жительница Мелитополя Екатерина Шишманова – землякам Шишманова была известна как руководитель общества крымских болгар, заслуженный работник культуры и почетная гражданка Мелитополя – входит в список «выдающихся личностей Мелитополя». Теперь активно участвует в мероприятиях, организованных оккупационной властью.
Возглавила “общероссийскую общественно-государственную организацию "Ассамблея народов России” на захвечанных территориях Запорожской області Ольга Гажева (Янева). Именно она сегодня является рупором оккупационной власти от лица представителей разных национальностей.
Руководитель Общественной организации «Армянское общество «Масис» Лёва Маргарян - до войны депутат Мелитопольского районного совета, заместитель председателя Совета Ассоциации плательщиков налогов Украины по Запорожской области. Собственник частного предприятия. На фото профиля и обложке в Facebook изображен со значком национального флага Украины.
Ярким персонажем на фоне «умеренных» предателей, свидетельства о которых пришлось собирать по крупицам, является Наталья Козерятская. Она до войны в Мелитополе возглавляла украинско-польское общество. А при оккупантах решила присоединиться к так называемой денацификации и помогала разбирать пропагандистскую литературу, которую рашисты завезли в городскую библиотеку. За этим занятием ее и сняли камеры пропагандистских каналов.
Как-то неестественно выглядело после многолетнего держания в руках бело-красного польского флага. Интернет хранит сведения, как Наталья Козерятская, будучи главой Мелитопольского союза общественных организаций «Совет национальных обществ», до войны победоносно получала деньги от областного бюджета на развитие культуры.
А когда вторглись россияне, то продемонстрировала лояльность «новой власти». Есть информация о том, что она причастна к организации псевдо-референдума. Представительница польской диаспоры в Мелитополе продемонстрировала всему миру, как в сговоре с оккупационными властями серьезно нарушает нормы международного гуманитарного права. Оно заключается в насильственном принуждении украинцев присягать на верность другому государству. Такое принуждение запрещено Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны. Следует также добавить, что современное международное право оказалось не готовым к перфомансу с использованием украинского населения для «официального признания» аннексии оккупированных территорий. Поэтому лица, которые сейчас выслуживаются перед «новой власти» в обмен на иллюзию уважения и неприкосновенность, после войны, возможно, сделают очередные манипулятивные заявления о том, что сотрудничали ради собственной безопасности.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Коваленко Светлана Васильевна – руководитель греческого общества «Гелиос»
- Я знаю женщин, которые умоляли оккупантов, чтобы они не разрушали их дома и не насиловали девушек, но флаг русский в руках не держали и на сотрудничество не шли. Понятно, что многие мелитопольцы в оккупации вынужденно идут на принудительную паспортизацию, потому что нужно лечиться, работать, не лишиться прав на имущество. Но это не «сотрудничество» с оккупационными властями.
Глазам не могла поверить, увидев, как коллега, с которой работала рядом не один десяток лет, в первые дни войны, участвовала в замене учебников по истории Украины на русские. Рано или поздно черта будет подведена, и будет дана правовая оценка увиденному – как коллеги-соотечественницы радостно кичатся на камеры своей причастностью к принудительной натурализации своих же земляков. А сейчас мне просто это горько осознавать.
Менеджер образовательных проектов Ассоциации национальных меньшинств Запорожской области, заместитель председателя ГО «Молодежный центр немецкой культуры “Заммельзуріум”» Екатерина Мечиславовна Коломиец:
- В Польшу уехать Наталья Козерятская могла без проблем. Тем не менее, не уехала. Она искусственно создавала паническое настроение, пока не получила денег. Польша в начале марта оказывала материальную помощь и организовывала эвакуационный транспорт. Организация госпожи Козерятской денежную помощь в адрес членов союза получала. И весь март, апрель, май принимала ее, пока не поступила информация, что Наталья Михайловна будучи главой украинско-польского общества изымала украинскую литературу из библиотек по указанию россиян.
На сотрудничество с оккупационными властями пошло меньшинство представителей национальных сообществ. К тому же должна заметить, что в 2014 году именно национальные сообщества не допустили расшатывания ситуации в Запорожской области, как это произошло в Донецкой и Луганской областях.
Президент Ассоциации национальных меньшинств Запорожской области Науфаль Хамдані:
- До полномасштабного вторжения на Мелитопольщине насчитывалось по меньшей мере 28 задокументированных национальных сообществ. В связи с оккупацией некоторые руководители нацменьшинств держатся в тени, но, по моим сведениям, все же немного общаются с так называемым росминкультом. Знаю и тех, кто отказался сотрудничать с «новыми властями». Однако, к сожалению, нашлись предатели, которые пошли на сотрудничество с оккупационными властями.
К примеру, Наталья Козерятская, которая в первые дни войны звонила коллегам из польских клубов и просила 50 тыс. грн на эвакуацию поляков из Мелитополя. При этом у коллег из национальных союзов была информация, что Козерятская уже стала запроданкой.
Есть сведения по живущим в Приазовском районе молоканам. Их насчитывается около 95 человек. По ним еще до войны поступала информация, что уже «ждут путина». Мы к ним поехали за разъяснениями, но молокане клялись-божились, что никого не ждут, но с первых дней оккупации подняли российский флаг. Было очень досадно за них.
В общем, по словам Науфаля Хамдани, в оккупации интеркультурность Мелитополя полностью исчезла, потому что национальные сообщества присоединили к Крымскому полуострову. На какие-нибудь праздники они выходят, танцуют. К примеру, на «день россии».
Одновременно происходит активное заселение «новыми россиянами». Они не интегрируются, а подминают под себя все привычное и природное для коренных народов.
В Мелитополе нет бурят – эти сообщения ложны. Они селятся во временно оккупированную Херсонщину. Мелитополь заселяется чеченцами, дагестанцами, и там сидит представитель Кадырова.
Относительно крымских татар, они покинули Мелитополь и пошли в большинстве в Крым, на свою историческую родину. Избавившись от коренного населения, в их дома заселяют людей с российских территорий, тем самым создавая новые, нехарактерные для Украины национальные образования. Такая вот ситуация сложилась в этнической среде Мелитополя, - резюмировал Науфаль Хамдани.
В рамках данной публикации следует отметить, что задолго до 2022-го и даже 2014 года произошло несколько иное вторжение россии – идеологическое. Оно началось еще в 90-х годах ХХ века. Хранилища Запорожской областной универсальной научной библиіотеки (ЗОУНБ) хранят немало медийных свидетельств о вмешательстве в деятельность украинских национальных сообществ: заигрывание с ячейками путем финансирования их локальных медиа, аренды помещений, организации различных пророссийских мероприятий. При этом россияне диктовали, какие политические лозунги выдвигать национальным центрам. На крючок попались волжские татары – данная диаспора была локализована в Запорожье. Их издание «Биги авил» (тиражом в 2000 экземпляров) весной 2006 года опубликовало статью-лозунг «Судьбу Запорожья – в руки горожан».
Хороший заголовок, если бы не размещенная по центру полосы символика «русского блока». В начале статьи так и обозначено: «Партия «Русский блок» создана в 2001 году на базе всеукраинской общественной организации «Русское движение Украины». Программа РБ: государственная поддержка всех национально-культурных групп населения ... Особая строка программы – партнерство с Россией и ее федеративными субъектами…». Через 16 лет после публикации Украина ощутила на себе «партнерскую поддержку» в местах компактного проживания этнических групп. Это был последний номер газеты, выходившей с середины 1990-х годов. Не случился ва-банк с решением судьбы Запорожья, и никогда не случится. Данная архивная информация - лишь частичка бумажных свидетельств, которые хранятся в ЗОУНБ. Они нуждаются в детальном и тщательном исследовании, чтобы выяснить, на каком этапе сработал манипулятивный кейс для тех, кто с 2022 года помогает нарушать права и свободы коренных народов юга Украины.
Манипулятивная фаза когда-то затронула и фестиваль «Мы – украинские». Впервые он был проведен в 1999 году в Приморске Запорожской области. Случалось, финансировался Партией регионов, чтобы участники выходили на сцену с соответствующей партийной символикой.
Науфаль Хамдани запретил проведение мероприятия в таком формате, потому что «когда поднимается межнациональный вопрос, то политике не место. На меня тогда обиделись, – вспоминает руководитель Ассоциации национальных меньшинств Запорожской области. - Конечно, фестивали такого масштаба нуждаются в достойном финансировании, поэтому организаторы творческого мероприятия и подвергались манипуляциям. И когда я запретил такое спонсорство, то и номера в гостиницах стали экономнее. И блюда поскромнее. Однако сохранился фестиваль в его национальном стиле без политического привкуса».
25-й юбилейный фестиваль «Мы - украинские» прошел в запорожском Несокрушимом хабе вначале мая 2024 року. Никакой политики – а только праздничная встреча активных представителей национальных культур, творческие коллективы которых за период войны значительно поредели. Но это не помешало обществу «Млечный путь», еврейской общине «Шалом», греческим обществам «Гелиос» и «Эллада», польскому обществу «Полония» (Запорожье), общественной организации немецкой молодежи «Заммельзуриум» и Клубу польской культуры и языка, мастерам народного искусства «Национальное подворье», Студии танца «Імеди» в лице Малхаза Чахвашвили создать праздник духовного единения и взаимообогащения украинской национальной культуры и культур других национальностей, живущих в Запорожской области.
Мы помним, как в первой фазе войны российские военные пытались заигрывать с местным населением, думали, что их встретят с цветами. Но такого не случилось. В «добровольно» присоединенных городах люди совершали диверсии с поджогами, взрывами автомобилей предателей, наносили моральный ущерб оккупантам проукраинскими митингами и расклеенными патриотическими открытками. Поэтому россияне и прибегли к искусственному «прореживанию» коренного населения, чтобы сделать его послушным и лояльным оккупационным властям.
Предметом тщательного исследования является и то, что задолго до полномасштабного вторжения повлекло за собой идеологическую российскую диверсию в украинскую поликультурность. Пока мы не найдем ответа на этот исторический вопрос, будут еще встречаться сторонники мысли об «одном народе и мы братья». Если кто-то так до сих пор считает, то это глубокое заблуждение. Война это доказала.