
Жители Мелитопольщины заметили, что оросительные каналы до сих пор не наполнены водой. Падает уровень и в Каховском магистральном канале, часть которого пролегает по Акимовщине.
Все это - часть экологической и промышленной катастрофы, устроенной оккупантами на захваченной территории. В ближайшему будущем их преступные действия могут привести не только к резкому уменьшению орошаемых сельхозугодий, но и проблемам с питьевой водой у населения Приазовья.
Проблемы начались в сентябре минувшего года. Сначала понемногу, а потом все быстрее Каховское водохранилище стало мелеть.
Резкое падение уровня воды в водохранилище наблюдали на обоих его побережьях, пишет Центр журналистских расследований.
По словам Сергея Скорика, директора национального природного парка "Каменская Сечь", расположенного в Бериславском районе, в целом вода упала на 3 метра 18 см.
"В некоторых местах вода отошла на 17 метров от берега. Такого никогда не наблюдалось за все время существования Каховского водохранилища, даже в самые засушливые годы", - утверждает он.
К стремительному обмелению водоема привела потеря контроля Украины над главными "пробками", которые выпускают днепровскую воду - Каховской ГЭС, Северо-Крымским каналом и Каховским магистральным каналом. Их российские оккупанты захватили в первые же дни полномасштабного вторжения. Получение доступа к Днепру и возобновление подачи воды в Крым они назвали одной из главных причин своего нападения на Украину. Однако неконтролируемое и неумелое управление россиянами нашими водными ресурсами и диверсии с разрушением ими главной насосной станции (далее - ГНС) управления Главного Каховского магистрального канала (УГКМК) грозит полным прекращением водоснабжения в засушливые районы Херсонской и Запорожской областей, которые до сих пор находятся в оккупации.
Реанимировать Каховский магистральный канал оккупантам не удается
"Русло канала начинает понемногу пересыхать. Остатки воды в нем еще есть, но ее с каждым днем становится все меньше. В последнее время оккупанты сбрасывали ее в четвертый, нижний бьеф, который подает днепровскую воду через западный групповой водовод на Мелитополь, Бердянск и другие населенные пункты оккупированной Запорожской области. Когда она закончится, оккупационным властям придется думать, откуда брать воду для населения и для орошения в этом регионе. Потому что в канале ее не будет", - на условиях анонимности объяснил ЦЖР один из работников Каховского магистрального канала.
К таким последствиям привели события конца ноября 2022 года. Из-за постоянных обстрелов российскими военными была повреждена герметизация ГНС канала, после чего началось ее затопление, сначала грунтовыми водами. ГНС построена таким образом, что ее машинный зал с основными насосными агрегатами, частью электродвигателей, дренажными насосами и системой вентиляции расположен ниже уровня воды. При этом оккупанты намеренно повредили шкафы управления и разворовали имущество УГКМК вместе с запасным дизель-генератором.
После остановки ГНС с конца ноября 2022 года вода в русло Каховского магистрального канала не подается. С приближением весны захватчики поняли, что в результате повреждения главной насосной станции останутся без питьевой воды жители оккупированных засушливых регионов юга - прежде всего, Ивановской громады Генического района Херсонщины и приазовской части Запорожской области. Без поливной воды останутся и аграрии: на балансе УГКМК находится 243 км канала, входящих в оросительную систему Херсонской области, из которых 130 км - длина магистрального канала. Это почти половина всей оросительной системы Херсонщины. Сама же Каховская оросительная система считается крупнейшей в Европе.
Чтобы узнать, возможно ли отремонтировать ГНС оккупанты привозили сюда каких-то своих специалистов. Но, как говорят сотрудники УГКМК, те лишь развели руками.
Именно УГКМК российские оккупанты окончательно захватили летом 2022 года. В его помещениях они разместили свои казармы, после чего по главному административному зданию канала ударили наши Вооруженные силы. После этого захватчики перевели администрацию УГКМК в бывшую Государственную каховскую техническую школу, расположенную в 13 километрах от разбитого админздания.
"Часть работников канала согласилась работать на оккупантов, но сейчас они массово увольняются. Потому что канал не работает, на него никого не пускают, имущество разворовано, работы нет, а захватчикам не очень хочется платить зарплаты просто так. Между тем наши коллеги продолжают выезжать из оккупации и уже многие выехали. А россияне обзванивают аграриев и пытаются выбить у них предоплату за воду для орошения - от намерений заработать на несуществующей воде они не отказались", - рассказали сотрудники УГКМК.
Невозможность восстановления работы канала признали оккупационные власти Херсонщины. О том, что его ГНС затоплена на 90% сначала заявил гауляйтер Каховки Павел Филипчук. А в начале апреля ситуацию с водоснабжением назвали катастрофической и на заседании так называемого правительства области. Поэтому оккупанты задумались, как же ее решить.
Самый феерический вариант предложил гауляйтер Херсонщины Владимир Сальдо: для восстановления орошения русло Каховского магистрального канала можно наполнять из Северо-Крымского канала. Опрошенные нами сотрудники управлений обоих каналов отреагировали на это со смехом. По их словам, русло Северо-Крымского канала находится ниже Каховского: неподалеку от админграницы с Крымом их соединяет Перекопский канал.
"Самотеком она не потечет, а если представить, что оккупанты попытаются какими-то насосами закачивать днепровскую воду через Северо-Крымский канал в Каховский магистральный, то она максимум может заполнить 15 километров Перекопского канала. То, что говорит Сальдо - просто идиотские фантазии", - пояснили они.
Северо-Крымский канал и Каховская ГЭС: война за воду
18 марта российские пропагандистские СМИ сообщили о втором запуске ворованной днепровской воды в Северо-Крымский канал. Это событие произошло на дамбе, построенной на 107-м километре на границе Херсонской области и АР Крым. В сюжете пропагандистов видно, что русло канала, как и в прошлом году, оккупанты не расчистили. На пути воды - деревья и кусты, а что уже покрыто водой, можно только догадываться.
Несмотря на крайне запущенное состояние русла Северо-Крымского канала и большие потери воды (40-50% ее просто уходит в землю), оккупанты запустили его еще в начале полномасштабного вторжения России в Украину. Уже 26 февраля 2022 года российские военные взорвали временную дамбу из мешков с глиной и песком на 91-м километре, а затем и перемычку на капитальной дамбе. На следующий день они ворвались в главное сооружение канала, разбили центральный пульт управления, разбили мебель и мониторы и взорвали шандоры (балки для перекрытия водопропускного отверстия).
Умышленное повреждение сооружений канала сделало невозможным водоснабжение для орошения земель Скадовского и Каховского районов Херсонщины. По заключению судебной инженерно-экологической экспертизы, размер ущерба, причиненного российскими захватчиками окружающей среде составляет 1,4 млрд гривен. И это в течение только первых 43 дней использования гидросооружения Северо-Крымского канала. А материальный ущерб государству в результате повреждения его объектов составил 134 млн. грн.
Главную же "пробку" Каховского водохранилища - Каховскую ГЭС им. Петра Непорожнего - оккупанты захватили в первый же день полномасштабного вторжения. А через несколько месяцев они начали бесконтрольно сбрасывать днепровскую воду.
Сейчас саму гидроэлектростанцию оккупанты используют только как фортификационный военный объект, из которого прицельно обстреливают расположенные рядом с ним освобожденные села Веселое и Казацкое, убивая мирных местных жителей.
В прошлом году оккупанты успели разграбить оборудование Каховской ГЭС, а после своего отступления с правого берега Херсонщины на левый они взорвали мост через его плотину. Уничтожение нескольких пролетов дорожного полотна через станцию помогло обнаружить, что россияне намеренно открыли дополнительные шлюзы, позволив воде вытекать из водохранилища.
Начиная с конца февраля уровень воды в Каховском водохранилище удалось поднять благодаря раннему паводку и усиленной сработке воды, расположенной выше по течению Днепровской ГЭС. В течение нескольких месяцев удастся держать уровень водохранилища, но что будет дальше - спрогнозировать трудно. В целом благодаря увеличенному сбросу воды Днепровской ГЭС на начало апреля удалось повысить уровень воды в Каховском водохранилище до 14,3 метров при нормальном уровне в 16 метров.
Не меньшие угрозы это несет для захваченной оккупантами Запорожской АЭС, поскольку, днепровская вода используется для системы охлаждения ее реакторов. Как говорится в сообщении Запорожской областной военной администрации, система охлаждения ЗАЭС окажется под угрозой если уровень воды в Каховском водохранилище опустится ниже 13,2 м.
Из-за падения уровня воды в Каховском водохранилище левое побережье стало непригодным для высадки военных десантов, потому что береговая линия там представляет собой сейчас, по сути, болото. Также это может быть частью подготовки россиян к следующему "жесту доброй воли": в случае своего отступления на территорию Крыма оккупанты взорвут Каховскую ГЭС.
Последствия вероятного подрыва ГЭС, будут чрезвычайными и катастрофическими для жителей юга. Это приведет к окончательной остановке Запорожской АЭС, если россияне не успеют наделать там что-то другое. Также без орошения и питьевой воды останется более 400 тыс га земель в Херсонской и Запорожской областях.
"Влияние всех этих факторов на природу я ставлю на последнее место, потому что в первую очередь это будет катастрофа для людей, которые там живут. Природа такие вещи переживет. Да, она после этого будет другая, необычная, странная, но юг уже не будет иметь преимуществ в выращивании высокотоварных сельхозкультур. Поэтому примерно 400-450 тысяч человек в этой местности не будут иметь доступа к питьевой воде, не смогут заниматься орошением и, соответственно, не будут иметь работы", - говорит доктор географических наук, профессор Херсонского государственного университета Игорь Пилипенко.
Сброс воды из Каховского водохранилища уже стал причиной высыхания мелководных проток и заливов. Из-за этого наблюдается массовая гибель водных биоресурсов. По информации Государственного агентства мелиорации и рыбного хозяйства Украины, российские обстрелы прибрежной части Херсона и акватории Днепра уже привели к убыткам рыбному хозяйству на ориентировочную сумму в более 390 млн. грн.
Что же касается Каховской ГЭС, главной насосной станции и других объектов Каховского магистрального канала, то для восстановления нынешних повреждений, по предварительным подсчетам понадобится 2-3 года. Конечно, если россияне не продолжат разрушать их дальше.